Этот текст я копирую из фб без ссылки на вчерашний семинар, он постом ниже. Текст хочу сохранить, а в фб он канет. Все-таки, я люблю ЖЖ. Все серьезное сохраняю тут, если, конечно, успеваю. Сейчас снова идет непростое время.
"Когда во время многолюдного собрания кто-то говорит спорное, особенно не поспоришь. Это и хорошо, и не очень. Хорошо, потому что человек может быть к другому мнению не готов, а не очень, потому что он может его хотеть. И вот вчера в Арифметике добра кто-то из посетителей рассказывал, как кровные родственники приносят детям вещи - в приемную семью. Кровные приносят, а приемные этого всего не хотят, боятся плохого влияния, тем более что дети на кровных реагируют... И выбрасывают эти вещи. Чтоб и напоминаний не было. Чтобы не раздражали.
Этот сюжет рассказала нам одна из приемных мам. Она не спросила, верно ли поступает, но даже если бы и задала такой вопрос, во время развернутого семинара я не имела бы возможности его рассмотреть. Приемная мама просто поделилась своей историей. Я кивнула, а вечером вспомнила другую историю. Свою. Сейчас я ее расскажу, снова дам ссылку на семинар в Арифметике. А если кто-то запомнил маму, поделившуюся своей историей с нами, не называйте ее тут, а просто шепните ей, что это текст для нее.
Выброс вещей, как выброс людей. Я понимаю. В свое время я ревновала так, что тоже хотела бы выкинуть вон все, связанное. Нам мало чего приносили "оттуда", но если случалось, я тоже ощущала этот зуд от проникновения чужеродного в мою "пещеру", а мою "нору". В мой дом, который для меня всегда был свят. Но вот однажды наша кровная мама принесла нам... кофту. Кровную маму моих детей подружки позвали торговать на рынке. А у нее как была ремиссия, она согласилась, поторговала немного, даже что-то заработала, и вот пришла на встречу с детьми, принесла им по конфете и эту кофту.
- Возьми, Ань! - Сказала мне она запросто. - Вдруг вам холодно станет, а что? Я на рынке такими кофтами торгую, у нам их на холода очень даже берут!
Наверное и даже наверняка мне хотелось фыркнуть и отвернуться. Сказать, что нам ничего не надо, и что детей мы как-нибудь да обеспечим. Но на меня смотрели глаза. Детские глаза. И я ответила:
- Конечно, спасибо! Кофта правда теплая, отличная. Пригодится наверняка,
С тех пор прошло очень, очень много лет. Шестнадцать или семнадцать. Сколько вещей ушло на помойку за это время, не счесть. Но каждый раз, когда мне встречалась эта кофта, я не могла поднять на нее руки. Выну из шкафа, подержу и положу снова. Позже, когда кровной мамы моих детей не стало, кофта и вовсе приобрела особый смысл. При генеральных уборках я находила ее и даже ей кивала: "Привет. У нас все хорошо". А этой весной я увезла кофту в деревню. Подумала, что, правда, похолодает, я ее достану и скажу: "Смотрите, ребята, узнаете? Вечная у нас кофта!". И лица моих детей станут счастливыми.
Смотрите, эти модные "книги жизни", вчера я не стала о них говорить, но они раздваивают сознание детей, сбивают их с толку. Если мамы не слишком хорошо чувствует меру, у ребенка могут запуститься патологические процессы в психике, и это будет на совести тех специалистов, которые бедных родителей этому обучили. Вместо этих ненужных фотографий несбывшейся жизни лучше сохранить какую-то значимую вещь. Пусть она не торчит на виду, не раздражает ни вас, ни ребенка, но, с добрыми словами извлеченная изредка на свет божий, она может служить поводом для улыбки и благодарности, для теплого слова, которое не обязывает ни к чему, но которое даст вам возможность напомнить ребенку, что его окружает любовь.
Если мы идем на поводу у своих эмоций и страхов, то тогда и глупые рекомендации выполняем, и вещи можем на глазах у детей выкинуть с чувством, что выкидываем все, связанное с кровными родственниками, и дети наши как раз именно это в тот момент и переживут... А можем сделать доброе дело, наделив какую-то вещь объединяющим смыслом, создать полезный символ, протянуть в будущее ниточки любви, потому что если мы творим отчуждение, то оно и образуется, а если мы творим любовь, то выйдет любовь.
Сегодня на семинаре по Прощению была моя младшая дочь. И я рассказала эту историю. Вспомнила про нашу кофту с нежностью. А значит, вспомнила про нашу маму. И видела, как порозовели щечки моей ненаглядной девочки. Моей младшенькой. Мы с ней вместе передаем вам привет и поддержку и желаем найти такую вещицу, которая потом послужит в вашем доме добру. Ведь вещи не виноваты. Это просто в нас немножко не хватило любви. Вот пусть ее у вас в доме и в душах всегда будет достаточно!"