Дон Карлос. Большой Театр. 31.10.14. Шивек, Мачадо, Сулимский, Джиоева, Гулегина
Nov 01, 2014 02:15
А мне понравилось! Очень. Но - сначала вводные.
Дело в том, что ничто не предвещало. Во-первых, я совершенно не знаток оперы, и до сих пор безусловно предпочитала ей балет. Во-вторых, мои последние опыты по прослушиванию оперы в Большом, меня не вдохновили. Точнее - вдохновили на паузу в два или три года. Так что этот билет брала из чистого любопытства, так как не встретила на эту постановку ни одного негативного отзыва, только одобрямс, ну и решила проверить, что за чудо. В-третьих, меня угораздило заболеть. Ага, на той неделе, когда у нас были январские минуса, все-таки прихватило. Мало того, что все планы полетели, в придачу в выходные уезжать далеко и довольно надолго, а я тут дома, злая и не в форме. Встать бы вообще, собраться - а тут еще театр, всерьез думала продать билет. В-четвертых, пока валялась, послушала последовательно: Бал с Образцовой, Хованщину из Мариинки и Сомнамбулу с Флоресом и Дессей. Ну вы понимаете степень переполнения прекрасным. Ну и до кучи, я не удосужилась проверить, что спектакль начинается в шесть, и обнаружила это в полшестого, выходя из дома. Сделала все что могла, но получилось все равно не с начала… Достаточно, чтобы совершенно не проникнуться спектаклем? А вот однако…
Сначала, впрочем, я прониклась исключительно музыкой, точнее оркестром. Обычно я воспринимаю звучание музыки в комплексе, не выделяя чей-то вклад, а чаще всего - вообще как органичную фоновую часть спектакля, если только что-то откровенно не режет ухо, как, помнится, фонограмма в ГКД. Здесь же я почти физически ощутила, что мне нравится звучание оркестра, я просто погружалась и получала удовольствие от Верди, причем голоса на сцене существовали несколько вне этой органики. Позже я посмотрела - указаны два дирижера - Роберт Тревиньо и Джакомо Сагрипанти, оба, очевидно, приглашенные… Не знаю, надо ли делать выводы из этого факта, но было красиво.
Следующим этапом я выделила исполнителя партии короля Филиппа Второго - Рафала Шивека. Тоже приглашенного артиста. Эксперимент тоже был чистейший, учитывая перечисленные входящие обстоятельства, я не удосужилась поинтересоваться составом исполнителей заранее и понятия не имела, кто на сцене. Сейчас понимаю, что мне, кажется, очень повезло)) Не умею описывать оперные голоса, для меня было важно, что он существовал в едином звуковом пространстве с оркестром, богатый, мощный, выразительный… Здорово. Во втором действии мне на его фоне показались крайне невыигрышными и Поза, и Дон Карлос. Если бы я не смотрела на сцену, я бы и по голосу, наверное, поняла, что этот человек тут главный. И поняла бы, почему.
Фантастически роскошная, щедрая постановка. Я упоминаю об этом здесь, потому что это было как раз следующим впечатлением - была массовая сцена аутодафе. Вообще все визуальное решение абсолютно приближено к костюмному фильму, совершенно достоверные, скурпулезно проработанные костюмы, естественно выстроенные мизансцены, точные, эффектные и уместные декорации, ни грамма осовременивания, стилизации, все призвано погрузить в атмосферу Испанского двора XVI века, поставлено на службу драматическому раскрытию характеров. Сцена аутодафе с клетками вообще решена потрясающе, сначала инквизиторы запирают еретиков в клетки посреди площади при скоплении народа, потом эти клетки взмывают в воздух на цепях и висят над всем действием, пока происходит роскошный выход Филиппа и его ссора с Карлосом, и в итоге, когда король с королевой, в окружении всего двора и простолюдинов усаживаются, чтобы посмотреть на казнь, перед ними разверзается пол, и из огромного квадрата провала валит дым, бездна озаряется отблесками горящего там огня и в туда, в эту печь опускают клетки с мучениками. Жутковато, но очень эффектно.
Еще в ходе этой сцены я впечатлилась хором посланцев из Фландрии, это уже про звуковую составляющую)) Вторая половина, включающая третье и четвертое действие, пролетела на одном дыхании. Началась она с монолога Филиппа, и в зале уже кричали браво. Я поймала себя на том, что полностью погрузилась в действие и сопереживание. Дуэт с Великим Инквизитором - его пел Вячеслав Почапский - и тоже прекрасно, хотя Филипп в основном был поинтереснее. Появилась Елизавета - Вероника Джиоева - и я заслушалась. С Филиппом они звучали вместе изумительно. Квартет с Эболи и Позой - какие же у Верди квартеты! Монолог Эболи - Марии Гулегиной… Сначала она меня не тронула, но тут невозможно было не проникнуться. Картина в тюрьме - и я оценила Позу - пел Владислав Сулимский. Короче, всем просто браво!
Кроме собственно Дона Карлоса в исполнении Акилеса Мачадо. Единственный, кто разбивал мне всю и аудио- и визуальную картинку(( Мало того, что внешность у него равно далека как от героической, так и от романтической, так что невозможно поверить ни в любовь к нему Елизаветы и Эболи, ни в жертвенную дружбу Позы, ни в благородство его намерений относительно Фландрии. Так еще и голосом его характер никак не подчеркнут, неинтересный звук, мне совершенно не понравилось. В итоге от образа Карлоса осталось ощущение сильно странного избалованного молодого человека, местами не очень адекватного в попытках напакостить отцу, который уже замучился и с государством и с таким беспутным наследником. Вопреки тому, что Филиппа, видимо, надо воспринимать как тирана и деспота, а остальных - как жертв его произвола, я как раз осталась на его стороне, ну что, в самом деле, не дают папе спокойно править? Да и для Елизаветы папа выглядел куда более интересным партнером, чем сынок))
В общем, получив огромное удовольствие от музыки Верди и от того, как она была исполнена, я, похоже, унесла со спектакля чувства, совершенно противоположные замысленным… Однако, какая разница, если общее послевкусие - очень положительное? Полное ощущение гармонизации всех внутренних вибраций, хорошее настроение и, хочется верить, плюс к состоянию здоровья, которое сейчас очень нужно. Так что, рекомендую. И задумалась о Риголетто, именно на предмет послушать. Неужели?..