Аида. МАМТ. 12.09.14

Sep 13, 2014 11:49

Открыла сезон. Оперой. В МАМТе. Решила, что надо все же взглянуть на премьерную Аиду в постановке Петера Штайна, которая столько шума в прошлом сезоне наделала. Взглянула.



Храм Вулкана. Фото с сайта МАМТ

Сразу хочу предупредить, что в опере я не специалист совершенно, могу оперировать только категориями «понравилось - не понравилось». И вообще живьем ее не слушала года три, после того, как подряд сходила в Большом театре на Царскую невесту и Бориса Годунова, а потом рыскала по сети в поисках исполнения, которое позволило бы составить представление о музыке… С тех пор прочно сидела на «консервах», сиречь записях, коими, правда, увлеклась, особенно в отношении Верди. Ну это так, лирика, чтобы меня тут в эксперты не дай бог не записали на тему тембров, регистров и прочих обертонов.

Так вот. Эта постановка усладила мой взор в полной мере. Я не помню, чтобы так отчаянно жалела, что нельзя снимать, потому что художественное решение - невероятно вкусное, и хочется вобрать и запомнить именно картины, сменяющие друг друга на сцене. Это абсолютная стилизация, почти никакой привязки к Древнему Египту тут нет, зато есть перекличка с эстетикой живописи стыка веков от разных мастеров. Я поймала себя на том, что в течение спектакля играла в ассоциации: второе действие - красочные покои Амнерис и сцена триумфа Радамеса с золотым задником - вызывали мысли о Климте, крепость под луной в третьем действии - на берегу Нила - напомнило Ге, а ломаная черно-белая графика сцены суда над Радамесом, в которой металась Амнерис в бордовом - абсолютный авангард… И Храм Вулкана - от Врубеля, особенно - с белыми скользящими тенями, погруженными в дым… И с каким-то центральным предметом культа и золотым камнем темницы, выполненными в стиле модерн.

Среди этих декораций условные костюмы тоже были уместны. Хотя сначала я несколько иронично отнеслась к облику жрецов и воинов, вышедших в первом действии массово прославлять Радамеса, и напомнивших в совокупности армию дроидов из Звездных войн (это не я, это муж смотрит!). Но потом восприятие выровнялось, а в конце, в сцене суда, эти облачения жрецов идеально вписались в картинку и подчеркнули бесчеловечность машины, перемалывающей чувства и судьбы. Дамы были в дамском, Фараон - в объемном золоте, вот только бедному Радамесу, который и так фактурой на героя-воина не тянул никак, не подобрали мало-мальски брутализирующего теноровую фигуру костюмчика. Вот он картинку реально разбивал, увы(( Но на общем фоне это было уже мелочью.

Мизансцены были выстроены тоже очень живописно, все движения-перемещения, цветовые акценты, мебель, пики, флаги - все работало на гармонию общей картины - вот бери и снимай все подряд, и каждую секунду будет выразительный кадр со своей завершенной композицией. Единственное, что мне резало глаз (кроме персоны Радамеса) - это периодически возникающее ощущение маленькой сцены - в Храме и в сцене триумфа хор хотелось раздвинуть на несколько метров, было ощущение лоскута, на котором все топчутся. И хотя я стараюсь иллюстрировать посты своими фото, но сейчас в первый раз не удержалась, и надергала официальных фото с сайта театра, чтобы все-таки показать художественное решение постановки.



Покои Амнерис. Фото с сайта МАМТ



Сцена Аиды и Амнерис. Фото с сайта МАМТ



Триумф Радамеса. Фото с сайта МАМТ



Свидание Аиды и Радамеса на берегу Нила. Фото с сайта МАМТ



Суд над Радамесом. Фото с сайта МАМТ



Финал. Фото с сайта МАМТ

Ну вот это было про постановку. Может быть кого-то заинтересует, где же про саму оперу? Тут я затрудняюсь с оценками. То есть сам факт, что Аида у нас идет - прекрасен… Получила ли я такое же музыкальное удовольствие, как визуальное? Нет, пожалуй. И тут я задумалась, что бы еще сказать… Скажу так: мне очень понравилась Амнерис в исполнении Ларисы Андреевой - она была гармонична и драматична. И Рамфис - Денис Макаров - красивый тембр…

Сначала мне показалось, что темп невероятно медленный. У меня сравнительно недавно была заслушана до дыр Celeste Aida в исполнении Паваротти, и первое ощущение было, что здесь звук идет дольше и тяжелее раза в два, как электричка со всеми остановками после Сапсана…)) Еще захотелось уснуть на берегах Нила, особенно в сцене Аиды и Радамеса. Постепенно обороты были набраны, сцена Амнерис и Радамеса перед судом и сам суд - уже были исполнены драматизма, а уж финал - даже очень тронул. Амнерис, правда, неожиданно вскрыла себе вены, и, так как я весь спектакль была на ее стороне, мне стало ее искренне жаль - все же я всегда думала, что она слишком сильная, чтобы не ценить жизнь, и забыла потом эту всю любовную лихорадку, как страшный сон, нашла себе вполне царственную половину, и правила долго и счастливо… С таким финалом получился перебор трагедии.

Но, тем не менее, послевкусие осталось приятное, особенно от визуальных впечатлений. И мне показалось, что эта постановка не противоречит музыке Верди, как, к сожалению, часто бывает в последнее время с модной режоперой. Она выносит ее из прямолинейного контекста - хотя какой мог быть достоверный контекст в опере XIX века про Древний Египет? такая же стилизация, только из той эпохи - но выносит в органичную и цельную вневременную абстракцию. Посмотреть точно стоит, это красиво.

Ну и как обычно, кривые фото с поклонов.









Рамфис - Денис Макаров



Амнерис - Лариса Андреева



Радамес - Николай Ерохин



Амонасро - Антон Зараев, Аида - Анна Нечаева, Радамес



Фараон - Роман Улыбин, Амонасро, Аида, Радамес, Амнерис и Рамфис. Дирижер - Феликс Коробов.
















Все...

отзывы, опера, театр, "Аида", тр МАМТ, искусство

Previous post Next post
Up