Вим Дельвуа в ГМИИ им. А.С.Пушкина. «Мимикрия» и немного хулиганства.
Aug 15, 2014 11:55
Продолжаю про летние выставки в Пушкинском музее. Начало - здесь и здесь.
Посмотрев фламандцев и Каррару, в изрядном эмоциональном переутомлении после общения с прекрасным, я решила из чистой формальности пройти через залы основной экспозиции, просто дать впечатлениям улечься в подходящем окружении. Часть основной экспозиции - это залы со слепками средневековых скульптур. Вот как раз проходя через один из них, я краем глаза уловила - что-то не так… В самом центре стояла Пьета Микеланджело, но словно смерчем закрученная вокруг своей оси. Чудесная, провокативно-расплавленно-летящая, легкая бабочка среди пафосного величия. Волшебным образом мое настроение взлетело. Я подошла прочесть табличку и обнаружила, что это работа бельгийского художника Вима Дельвуа, так и называется - «Закрученная «Пьета». Так я вспомнила, что чуть не прошла мимо еще одной выставки - «Мимикрия».
[О творчестве художника вне выставки]Имя Вима Дельвуа для меня было новым. Почитав о нем уже после этой выставки, я порадовалась, что знакомство с ним мне довелось начать именно с той выборки, которая представлена в Пушкинском музее. Он родился в 1965 году, творит с середины 80-х, и получил известность, экспериментируя с человеческой и животной физиологией. Ну вы поняли, я скруглила, как могла))) Все его наиболее популярные проекты очень провокационны. Известен он стал благодаря каменному полу в немецком Касселе с узором из экскрементов. Для родного города Вервик в Бельгии он сделал скульптуру «Поцелуй», изображающую двух спаривающихся косуль, но они занимаются этим совершенно по-человечески. Вот так))
Еще одним его громким проектом стала «Клоака» - машина, состоящая из стеклянных колб и шлангов, полностью демонстрирующая процесс превращения изысканных блюд в то, во что они превращаются в процессе пищеварения)) Выставлена она была в 2000 году в Бельгии, в музее современного искусства в Антверпене. Логотипом проекта стал гибрид эмблемы Форда - как символа механизации, и эмблемы Кока-Колы - как символа потребления. Машину трижды в день кормили едой из лучшего ресторана, емкости ее заполнены настоящими пищеварительными соками и ферментами, и процесс пищеварения, происходящий в машине - абсолютно реален. Результат процесса в вакуумной упаковке можно было приобрести на память.
Но всемирную известность художнику принесли татуированные свиньи. Художник впервые представил четыре модели (модели - в смысле - живых красавиц) в парке Антверпена и привлек огромное внимание. Но проект Арт-Ферма в Европе вызвал протест защитников животных, поэтому художник вынужден был перенести ферму в Китай, где творил спокойно. Меня пленила верхняя особь - в Луи Выттоне))
Мне очень понравилась еще одна провокационная идея художника - игры с рентгеновскими снимками. У него есть несколько проектов этого направления - библейские сюжеты с грызунами, секс в ретгене, и церковные витражи, сделанные на основе снимков, причем в основном поцелуев. Они размещены в одной из капелл Гента. Материал местами 18+, да и верующим может быть сложно его принять, поэтому усложню задачу и оставлю здесь ссылку на сайт художника, кому интересно - ищите слова X-Ray)) Положу один фрагмент витража…
К радости консервативной публики - все это к нам не привезли))) Привезли не менее провокативные, но гораздо более невинные игры на тему смешения классического искусства и современных объектов из повседневного быта, эксперименты с формами и стилями, по большей части - с готикой, барокко и рококо.
«Мимикрия» - очень точное название для выставки. Объекты разбросаны в залах основной экспозиции, среди оригинальных артефактов и слепков, принадлежащих той эпохе, с которой рифмуются. Проходя по залам, играешь в игру - найди творение Дельвуа, и оно всегда обнаруживается в самом легком, свежем и ироничном предмете. Вообще мягкая и талантливая ирония художника несказанно подняла мне настроение. Нашла, кажется, почти все, не переставая удивляться его позитивному мировосприятию и деликатным перекличкам с образцами стилей. Поэтому просто выложу фото.
Итак - Пьета. Честно говоря, насколько она пленила меня в самый первый момент, настолько обескуражила во второй - когда я опознала оригинал. Хотя это вопрос моего личного отношения к Микеланджело вообще и именно к этой его работе в частности - после личного созерцания подлинника я склонна была сакрализировать это произведение. Я сначала в некотором недоумении прошла мимо, в другой зал, но потом вернулась - уже с полным приятием этой работы. И оценила ее со всех ракурсов.
А это - слепок оригинала.
А вот дальше - минутка истинной провокации. «Клоака. Дорожный набор». Ага, это продолжение той же идеи, о которой я писала выше, просто в миниатюре. И - не функционирует)))
Оцените изящество чемоданчика на заднем плане…
Зато - на фоне слепка Райских врат Гиберти! И, между прочим - действительно же рифмуется))
Надгробие графа Випрехта фон Гройч, слепок, середина XIV века. А вот Дельвуа найдите сами)) (ответ под спойлером)
[Ответ]Присмотритесь к щитам с гербами… Вим Дельвуа. «Инсталляция из гладильных досок»)))
О, а это хэдлайнер выставки - «Закрученный самосвал».
Здесь помимо идеи «закрученности», которую мы уже наблюдали и еще не раз увидим, изумительно реализована идея стилизации под готику, которая у художника представлена также целым направлением, причем как раз из разряда вот такого несочетаемого, вроде готических бульдозеров. Вот он, красавец - в окружении вполне аутентичной готики
А мы переходим в залы XVIII-XIX веков, и там прямо по центру нас встречает вот это торжество стиля - «Дафнис и Хлоя».
Кто не понял, где там Дафнис, а где Хлоя - вид сбоку))
А в уголочке хитро притаился загадочный Амур - Путти, как их было принято называть…
Два с половиной столетия назад - в эпоху рококо - их изображали примерно так, как тут братья Брош
А как вам вот эти две прелестные женские головки?
Поближе. Сестры, наверное…))
Снова пройдя мимо «дикобраза», как я успела окрестить готический самосвал,
…я заметила, что он рифмуется с Ракой св. Гертруды XIII века, чей слепок находится как раз неподалеку.
Внизу царит "Наутилус".
Прототип этой работы - популярные в XVII веке кубки-наутилусы - дивного изящества ювелирные произведения из раковин этого моллюска. Когда в поисках иллюстрации я погрузилась в это барочное буйство роскоши, у меня дыхание перехватило от восторга. У Дельвуа Наутилус утрированно огромен, и опять готичен. То ли ажурная раковина, то ли закрученный шпиль собора… И посмотрите, как он вписан в зал.
А это - прототипы. Я так залюбовалась, что не нашла сил выбрать один… Боже, какое чудо!…
А в барочных залах - серия «Двойные спирали». Тема распятия, и снова тема вихря, закручивающего пространство. Теперь в диалоге с великими полотнами XVII века.
И вот такая суровая спираль - под распятием раннего Треченто. А может быть еще и намек цикличность жизни, воплощенный в регулярном ритме витой спирали ДНК…
Ну и в самом конце я пришла к фасаду выставки))
«Карманьякская свеча» - тоже многослойная по смысловой нагрузке композиция. Карманьяка - сказочная страна из повести Астрид Линдгрен «Братья Львиное Сердце», в которой правил жестокий тиран. Но «свеча» - не просто готическая башня, а будто проросший из старого дерева символ устремления к свету, надежды на прекрасное будущее… Как и вся готика, на самом деле… Очень жизнеутверждающая вещь.
Вот на этой позитивной ноте я и закончу знакомство с Вимом Дельвуа. Получился очень интересный проект, что немаловажно - деликатный и безупречный для самого консервативного взгляда. После знакомства с другими концептами художника, я хочу отметить безусловный вкус авторов и кураторов выставки - тех, кто отобрал работы и именно так преподнес творчество бельгийского мастера. И заодно - оживил привычные экспозиции любимого музея) Спасибо. Любите искусство!