Продолжение. Начало -
здесь.
Предыдущая часть -
здесь.
Доза прекрасного уже была близка к критической, и тут нам пришлось спуститься с небес на землю, так как мы вышли в квартал Торнабуони - гнездо разврата и пристанище всех итальянских люксовых брендов, где над вывесками Гуччи и Дольче-Габанны возвышаются дворцы Антинори и Строцци.
Этот квартал стал фешенебельным еще в XV веке, когда здесь стали строить себе дворцы самые знатные фамилии Флоренции. Сама улица Торнабуони носит имя близких родственников Медичи, богатейших банкиров, которые заказали Гирландайо роскошную роспись капеллы в Санта-Мария-Новелла, о которой я писала
в прошлом посте. Самые известные дворцы этой «Рублевки XV века» - палаццо Антинори, чуть в стороне - палаццо Ручеллаи, палаццо собственно Корси-Торнабуони, палаццо Строццино и самое грандиозное - палаццо Строцци, все второй половины кватроченто.
Есть свидетельства, что ради строительства палаццо Строцци был снесен целый квартал из 15 зданий, а дворец возводился на протяжении 60 лет. Идеологом этой затеи был Филиппо Строцци, тот самый, который заказал росписи своей личной капеллы в Санта-Мария-Новелла Филиппино Липпи. В общем, широко жили товарищи. Их потомки и прочие досужие прохожие могут и сегодня, 500 лет спустя, приобщиться здесь к жизни класса люкс, так как именно в этом квартале Флоренции сосредоточены бутики всех знаменитых итальянских марок.
Слева - палаццо Корси-Тронабуони, справа - палаццо Строцци, впереди - арка Виктора Эммануила, но это уже XIX век.
Сворачиваем направо вдоль палаццо Строцци и сквозь мощную арку видим укромное пространство внутреннего дворика.
Если уйти чуть в сторону, по направлению к реке, то попадаешь на суровую и немного более древнюю пьяццу Санта-Тринита.
Слева небольшой дворец Бартолини-Салимбени XVI века (фи, новодел), а вот прямо - тюремного вида массив - это
палаццо Спини-Феррони, старейший частный дворец Флоренции.
Он начал строиться банкиром Джери Спини аж в 1289 году, на землях, выкупленных у монахов церкви Санта-Тринита, годом ранее затопленных при разливе Арно. На тот период дворец Спини-Феррони стал крупнейшим частным владением Флоренции и соперничал только с резиденцией Флорентийского правительства - Палаццо Веккио, или Синьорией, возводившейся в тот же период. Вообще история зданий семивекового возраста может звучать фантастически. В 1301 году в этом суровом замке укрывался призванный гвельфами Карл Валуа, в XIX веке расположился фешенебельный Hotel de l`Europe, а ныне - музей дизайнера обуви Сальваторе Феррагамо.
Колонна на площади тоже весьма примечательна. Эта древнеримская колонна, увенчанная скульптурой эпохи маньеризма, была водружена при
Козимо I в честь завершения очередной междоусобицы, а именно в честь победы над Сиеной в 1554 году, и до сих пор является самой высокой и красивой в городе. Сама колонна была подарена тогдашним папой Пием IV и происходит из терм Каракаллы. Мраморную колонну более года с величайшими предосторожностями везли из Рима, а несколько лет спустя после установки, в 1581 году, увенчали фигурой Справедливости.
Как и большинство флорентийских площадей, пьяцца Санта-Тринита носит имя церкви, которая на ней расположена. За абсолютно маньеристским фасадом конца XVI века скрывается одна из древнейших церквей Флоренции.
Она существует с XI века, а нынешнее здание, кроме фасада, датируется концом XIII века. Церковь Санта-Тринита очень интересная и своей историей, и своими артефактами. В ней находится уникальное распятие XI века, благодаря которому был основан монашеский орден валломброзианцев, а одна из капелл полностью расписана Гирландайо и, как и капелла Торнабуони в Санта-Мария-Новелла, содержит несчетное число портретов современников автора. К сожалению, четвертой в очереди в один день такая церковь быть не может, прекрасное просто не лезет в череп)) Поэтому внутрь мы уже не зашли.
Квартал Санта-Тринита выходит на берег Арно и заканчивается одноименным мостом.
Мост Санта-Тринита считается самым изящным во Флоренции.
Первый деревянный мост был старше палаццо Спини-Феррони, он существовал с середины XIII века. В 1333 году деревянный мост заменили на каменный, а нынешний видом моста занялся в 1567 году самый плодовитый скульптор двора Козимо I
Бартоломео Амманнати, последователь Микеланджело. Так как герцог любил устраивать торжественные шествия из своего дворца Питти, расположенного на другом берегу реки, к Палаццо Веккио, то Амманнати впервые озаботился не только инженерными свойствами, но и эстетическими качествами моста. Кроме элегантных пролетов, мост обладает смотровой площадкой с изумительным видом. И мощными опорами.
В начале XVII века на мосту были установлены скульптуры, символизирующие четыре времени года, которые были смыты во время последнего сильного наводнения в 1966 году, но были успешно выловлены и водружены на место. Аллегория Лета.
Мы направились от моста Санта-Тринита к площади Республики, по пути притормаживая у похожих на крепости домов XIV века.
Слева - вход в кинотеатр «Одеон», расположенный во дворце XV века Строццино, прямо - угол дворца Строцци. На здании левее палаццо Строцци можно разглядеть надпись «Armani».
Арка Виктора Эммануила II, сооруженная в конце XIX века и названная в честь первого короля
объединенной Италии, связывает квартал средневековых дворцов с почти современной площадью Республики.
Эта площадь, на которой был Римский форум, а затем средневековый рынок, нынешний свой вид приобрела после реконструкции 1887 года. Производит впечатление инородного тела в ренессансной Флоренции (как, впрочем, и монумент Виктора Эммануила II на площади Венеции в Риме).
Слегка петляя между очередными дворцами, мы двинулись к нашей гостинице, и получили возможность получше разглядеть изумительную церковь Орсанмикеле, расположенную по соседству. Вид от пьяцца Республика.
Вид на Кальцаиуоли.
Орсанмикеле построена в 1337 - 1350 гг. и уникальна тем, что в этом здании одновременно располагались храм и городское зернохранилище. С 1240 года здесь был крытый рынок для торговли зерном, затем построено здание, в котором находилось несколько икон. Но в 1348 году, во время страшнейшей эпидемии чумы, испуганные флорентийцы собрали для церкви сумму пожертвований, превышающую бюджет города. Тогда на эти деньги был заказан табернакль - богато украшенное сооружение для хранения реликвий - для новой иконы «Мадонна с младенцем», написанной в 1346 - 1347 гг. Бернардо Дадди. Работу поручили знаменитому мастеру Проторенессанса
Андреа Орканья (его Алтарь Строцци в Санта-Мария-Новелла я упоминала
в предыдущем посте). Великолепный мраморный табернакль был закончен в 1360 году.
Картинка
отсюда.
Впечатленные его красотой торговцы убрали хозяйственные функции с первого этажа здания, а на втором этаже зерновые склады были до начала XVI века. Еще в этом многофункциональном здании располагался центр ремесленных цехов. На средства ремесленных гильдий по внешнему периметру церкви были установлены фигуры святых покровителей ремесел, выполненные Нанни ди Банко, Донателло, Лоренцо Гиберти и Андреа дель Вероккьо.
Вот такой изумительный получился симбиоз материального и духовного.
А это маршрут дня с утра и до этого места: