Манон. 22.06.14. Большой театр - гастроли Ковент Гарден. Наталья Осипова, Карлос Акоста.
Jun 23, 2014 19:51
Удивительно пустое послевкусие. Нет, содержательно я много что могу рассказать, а вот эмоционально - пусто… Сразу что ли предупредить - «записки дилетанта», кто еще не в курсе? А то вдруг я не оценила великое явление в истории мирового балета… Но, простите, похоже не оценила.
Не будучи знакома с балетом целиком, только с отрывками, я всячески удерживалась от искушения посмотреть накануне записи, просто помнила, что так я себе уже испортила знакомство с парой очень достойных спектаклей. Тем более записи, которые я сбиралась посмотреть, были с НМЦ, так что здесь или держаться до последнего, или потом не выбрасывать деньги. Зато освежила в памяти книгу. Так вот, скажу я вам: книга лучше!))
Хотя формально не было ничего, что я бы откровенно раскритиковала. Хореография МакМиллана - я все больше понимаю, что она мне очень нравится. Она живая, экспрессивная, мне снова увлкательно ее читать. Музыка Массне - мне резанула ухо только «Элегия» - просто в силу своей популярности. Декорации, костюмы, свет - вся картинка очень наполненная, продуманная, это действительно добротное оформление спектакля. Сюжет… Ну да, естественно, его надо было упростить для переноса на сцену, но основные линии очень четкие. Хотя здесь, опять же для меня, все же таилась некая заноза, потому что сразу после книги действие выглядело уж слишком конспективно-пунктирным - как несколько отдельно стоящих столбиков вместо сплошного забора, простите за приземленную метафору, между которыми не случилось хоть какой-то цельной, непрозрачной связующей субстанции. Наверное, этой субстанцией должны были быть эмоции актеров, рассказывающих историю, но вот с этим была беда.
Есть такое понятие - актерское пение. Кажется, даже есть дисциплина в театральных вузах такая. Для драматических актеров, без претензий на академический вокал, но случается же у них надобность выразить пением режиссерские задумки, часто это очень душевно бывает… Вот представьте оперу, спетую такими актерами, а не консерваторскими вокалистами. А теперь представьте, что есть аналогичная дисциплина - актерский танец, и вообразите балет, станцованный такими актерами. Отличниками, это точно. Но не академистами. Наталья Осипова на их фоне выглядела явлением из другой среды. Я сейчас не об эмоциях, я просто о школе. На протяжении всего балета я ловила себя на мысли, как бы это станцевали наши. В памяти всплывали и Майерлинг, и Дама с Камелиями - и везде это был совершенно другой уровень владения телом и пластическим языком. Эти артисты вызывают ассоциации с ребятами с соседней улицы, которые просто несколько лет отрабатывали растяжку, наши же, независимо от класса - это эльфы, которые могут то, что физически обычному человеку недоступно. В общем, все время хочется, чтобы дотянули ногу, подержали позу, подпрыгнули повыше, чтобы все было четче, выраженней, отточенней, легче… Можно, конечно, сразу принять реальность этого спектакля как драмбалета, изначально не рассчитанного на академическую школу, и смотреть его просто как танцевальный спектакль… Но когда между ними начинает крутиться Осипова - реальность эта, мягко говоря, меняется, да что там - полностью попирается очевидной возможностью исполнить его с совершенно другим блеском.
Пойду по персоналиям. И первое ошеломление - Де Грие в исполнении Карлоса Акосты. Я посмотрю точно, сколько ему лет, но и без справочника вопрос встает в полный рост - где там трепетный юноша? Окончательно иллюзий лишает его брутальная фактура, совершенно лишенная легкости и утонченности. Здоровый мужик средних лет, которому несолидно уже от безумств трепыхаться - это да. Грие? Ни разу. Но добила меня его эмоциональность, точнее полное отсутствие оной. Это выглядело так: сейчас мне не надо танцевать, постою, покачаю руками. О, готовлюсь. Так, прыгнул, теперь ногу вытянуть, так, еще раз. Все, снова стою. Надо к ней подойти, ее поднять. Поставил. Поскакала сама, пока стою. Где она там? А тут уже, опять поднять, провернуть. Опустить. Руку вытянуть. Ногу теперь. Все, стою. Красиво убегаю… Будь он поизящнее - ассоциировался бы у меня с циркулем. А так - почему-то с автоматом для продажи газировки, в детстве такие на улицах стояли… Такой кавалер.
Леско - Александр Кэмпбелл. Вот тоже, кто его додумался поставить в пару с Акостой, да еще в роли искушенного злодея? Он Акосты на голову ниже, лет на десять минимум моложе, да еще внешность как у пионера с плаката - свет, чистота и невинность. Мальчик-зайчик. Поверить ему в роли такого мерзавца невозможно. Старался изобразить опьянение - не убедил. Танец - ну прыгает он, да. В общем - тоже недоумение. Еще из танцующих персонажей была его любовница - Хелен Кроуфорд - ну была, ее роль в сюжете осталась для меня загадкой, но просто надо ему было с кем-то дуэты танцевать… Тоже не могу ничего яркого по ее поводу вспомнить.
Ну и центральный персонаж этого вечера - Наталья Осипова в роли Манон. Да, я чувствую себя патриоткой как никогда. Хотя не могу сказать, что она сделала этот спектакль - слишком мало ее для этого было. Но она сделала свой спектакль - и я безумно рада, что увидела ее. Не могу захлебнуться восторгом, как от той же Захаровой в Даме, ей бы побольше потанцевать… Да и отсутствие дуэта прибило. Но не уверена, что увижу Манон лучше. В ее образе было все - игривость и невинность, искушение и страдание, отчаянные муки в конце… Она как раз прожила историю Манон, если бы не она - спектакль бы так и остался схемой по мотивам. Ну и школа. Или исполнительский класс. Небо и земля. Я тут не знаю, как описать, но полное ощущение, что человек танцует БАЛЕТ. А не драмбалет, как остальные. И человек вообще - ТАНЦУЕТ. А не пантомимой или классом занимается. Из самого вкусного - соло во втором действии в черном платье… Кричали браво. И финал - ну тут уже она дала свою фирменную эмоцию, не люблю эту фразу, но точнее не скажешь - на разрыв аорты. Ах, если бы еще партнер подыграл - можно было бы и попоэтичнее ассоциации найти, но он всего лишь надежно держал. Увы.
А, еще про партнеров - самым эмоционально выразительным оказался дуэт-изнасилование, если это можно так назвать, с надзирателем… Могут же, когда захотят! Очень достоверно. Смешно, но в либретто написано «надзиратель предлагает ей свое расположение». Ага… Кстати, видимо МакМиллану вообще особо удавались сцены насилия - я вспомнила тот же Майерлинг, там от одной первой брачной ночи волосы дыбом… Ну и исполнитель роли надзирателя - Гэри Эвис- выложился, запомню))
Из побочных впечатлений - на этот раз мне невероятно «повезло» с соседями. В ложах обычно было получше, максимум стулья двигали и конфетными обертками шуршали. Сейчас занесло на 3 ярус, 2 ряд. В первом ряду сидела монгольская делегация. Правда монгольская, и представительское мероприятие, видимо. Им до балета дела было мало. Дама прямо передо мной развлекалась общением посредством СМС, причем, светя телефоном мне в лицо. Во втором акте обсудила переписку с соседкой. В первом действии у них одно место пустовало, во втором - больше. У меня еще середина была, было хорошо видно, но сбоку неподалеку уже начинались слепые места и народ, увидев дырки, загоношился с пересадками. Именно загоношился, туда, обратно, через голову, а подвиньтесь, пожалуйста… Мы пересели за все время раза три. А сзади в третьем стоячем еще была болтливая компания… У гоношливых дам в разгар страданий третьего акта зазвонил мобильный, причем закопан он там был фиг пойми куда в сумке, да еще и сумку тоже закопали куда-то под кресло, и с минуту все это, причитая, раскапывали. Короче, что-то я не припомню такой веселухи. Попала бы так на ту же Даму - позвала бы капельдинера, ей богу…
Ну и несколько фот с моей верхотуры, не для искусства точно, а исключительно галки для…
Вот и после всего этого я предвкушаю Манон в Стасике… Особенно в свете последних новостей. И сижу там тоже наверху впервые… Интересно, это знаки, чтобы я успокоилась на тему балета? Нет, не дождетесь, все же НМЦ в Де Грие я все равно посмотрю...