Корсар. 05.06.14. Большой театр. Лобухин, Шипулина, Кретова. И немного истории.
Jun 12, 2014 15:33
И тут я поняла, как люблю Григоровича…
Да, неожиданное прозрение в связи именно с этим спектаклем, но тем не менее… Чтобы уложить в какую-то систему координат свои впечатления, я не поленилась таки поискать информацию и начать разбираться с хореографами и балетными традициями. Потому что я невольно уже все сравниваю с силой воздействия хореографии Баядерки (БТ), Спартака, Грозного - спектаклей, от которых я по-настоящему в восторге даже почти независимо от исполнения - и здесь мне этой силы не хватает. При вроде бы классической традиции - совсем иной стиль, иной ритм, иная идеология - архаично? Да, есть такое ощущение. Посему, поделюсь обретенными откровениями. Да и вообще, почему бы не рассказать и про сам балет?
Медора - Екатерина Шипулина, Конрад - Михаил Лобухин
[История ]«Корсар» - один из немногих балетов с более чем полуторавековой историей, доживших до наших дней. Он был впервые показан в Парижской Опере в 1856 году в постановке Жозефа Мазилье. Тогда это был практически пантомимный, как было принято в реалиях того времени, романтически-авантюрный спектакль, с поражающими воображение спецэффектами, про очередного благородного разбойника (очередного - потому что к этому же времени относится появление «Марко Спада»). Постановка Мазилье была перенесена в Петербург в 1858 году - и тогда главную роль Конрада исполнил великий Мариус Петипа, она стала его коронной на следующие 10 лет. В то время мужчины в балетах не танцевали, их уделом была выразительная пантомима. Впрочем, и женского танца было несоизмеримо меньше, чем принято ожидать сейчас, и он был совершенно иным по технике.
Пьерина Леньяни - Медора, Павел Гердт - Конрад, Альфред Бекефи - Сеид-Паша, 1899. Источник
Петипа был как раз тем самым революционером, который взял курс на повышение «танцевальности» спектаклей, на существенное изменение баланса в пользу танца. Тогда не все его идеи встречали с восторгом, так как вставные танцевальные номера прерывали драматический сюжет, меняли ритм и восприятие спектакля. Но балетное искусство под его руководством начало движение в сторону привычного нам сегодня облика. Петипа начал с того, что вставил в «Корсар» танец невольников - Pas des esclaves. Это был прецедент, и с тех пор оригинальная хореография этого балета постоянно дополнялась разными музыкальными и танцевальными вставками от разных авторов. Впоследствии балет стал эклектичен - только из того, что дошло до наших дней, кроме первоначальной музыки Адана в нем присутствуют вставки авторства Цезаря Пуни, Лео Делиба, Риккардо Дриго, Петра Ольденбургского, Альберта Цабеля. И это не считая тех номеров, которые не вошли в сегодняшнюю постановку. То же относилось и к хореографии. Но тогда, в 1868 году Петипа сделал собственную, цельную новую редакцию, в которой приключения корсаров уступали место танцам хорошеньких пленниц. В этой редакции появляется картина «Оживленный сад» - украшение балета и шедевр хореографического искусства, одна из вершин творчества балетмейстера.
Ольга Преображенская и Пьерина Леньяни - Медора и Гюльнара в картине "Оживленный сад" Источник
Также тогда ставится зажигательный Форбан - танец корсаров с подружками, и Гран па с веерами - тоже вставной танцевальный номер. В 1880 и 1899 годах редакции балета совершенствуются под руководством самого Петипа - он продолжает усиливать танцевальную составляющую, также в поисках общей гармонии спектакля меняются местами картины, порядок танцев. Возникают вариации трех одалисок, то появляется, то исчезает «Маленький Корсар».
В 1912 году «Корсар» добирается до Москвы, в Большом театре его ставит Александр Горский. По словам Екатерины Гельцер - исполнительницы роли Медоры - это была «…пластическая драма, выраженная средствами «осмысленного» классического танца. В стиль большого спектакля XIX века вторглась хореография дунканистского толка» - это я процитировала источник. Хотя, догадываюсь, как это могло выглядеть…
Екатерина Гельцер - Медора, Василий Тихомиров - Конрад, 1912. Источник
Тем временем в Петербурге, в Мариинском-Кировском театре спектакль продолжает существовать на основе редакции Петипа с незначительными изменениями и дополнениями. Ставится версия 1914 года, которая идет до 1928-го, а в 1931 году балет восстанавливается Агриппиной Вагановой, опять по Петипа. В этой постановке уже танцует Вахтанг Чабукиани. Я обращаю на это внимание, потому что самые вкусные, на мой взгляд, кусочки в нынешнем балете - вариация Конрада из Па Де Де в «Гроте» и мужская вариация в танце невольников - исполняется в его редакции. То есть это не архаика, а красивый, мощный силовой мужской балет середины XX, а не XIX века.
В 1955 году в постановке МАЛЕГОТа сюжет балета осовременивается в соответствии с требованиями советской идеологии. Героические греки-корсары борются за свободу с турками и, обретя ее, уплывают к вольным берегам… В 1973 году балет восстанавливается в Кировском театре Константином Сергеевым, снова по основе Петипа, а в 1987 году Олег Виноградов переносит туда версию, основанную на редакции МАЛЕГОТа.
В это время - в 1989 году - в Москве, в МАМТе, Дмитрием Брянцевым предпринимается попытка поставить полностью новый спектакль, который заканчивается адажио Конрада и Медоры и полным хэппи-эндом. А в 1992 году Константин Сергеев, опираясь на редакцию Петипа-Вагановой 1931 года, восстанавливает спектакль в Большом театре. В 1994 году его корректирует Юрий Григорович.
Нынешняя версия спектакля поставлена в 2007 году Алексеем Ратманским и Юрием Бурлакой, она также опирается на традиционное наследие Мариуса Петипа. «Петипа - это наш Шекспир, наш Пушкин, наше все. Переделывать то, что от него осталось - как-то несолидно. А вокруг него построить действие - логично» - это слова Алексея Ратманского. «В случае «Корсара» нет оригинала, есть процесс. Процесс, который для нас длится с 1856 по 1914-15, когда уже после смерти Петипа в него сделана последняя вставка - то самое знаменитое Pas de deux». «В этом спектакле мы имеем уникальную возможность понаблюдать разные хореографические пласты» - это уже Юрий Бурлака - «Самый ранний по сохранившейся хореографии - это «Маленький Корсар», хотя исторически Pas des Esclaves поставлен раньше, но затем редактировался. А последний - номер, поставленный Алексеем для нашего спектакля, Pas de eventails на музыку Дриго».
____
Почему я столько времени и места посвятила истории этого балета? Ну кроме того, что просто интересно стало. В основном потому, что про сам спектакль я столько впечатлений не наберу)) Из всего вышесказанного становится отчасти понятно, почему балет длинный, эклектичный, красочный, многолюдный, с кучей пантомимы и авантюрно-искусственным сюжетом. И с не самой логичной, на мой взгляд, драматургией. «Оживленный сад» выглядит апофеозом, а он - во втором действии. Танец с веерами - как раз таковым совершенно не выглядит - а он в третьем. Хотя постановщики предупреждали, что у них не было выбора - у Петипа все третье действие было пешеходным, надо было уравновешивать… Но все равно, как-то не очень он там по мне.
Что я могу сказать с уверенностью - так это то, что Михаил Лобухин уже упомянутой вариацией в «Гроте» оправдал мой поход в театр. Это была минута чистого удовольствия. Орел! В остальном орлу негде было особо расправить крылья, хотя героическая пантомима получалась у него очень убедительно. Из наиболее активных или выразительных сцен в его исполнении запомнились схватка с корсарами в первом действии, все Па де де в Гроте, сцена с цветком - он так натурально нанюхался снотворного)), разборки с Бирбанто… А больше, кажется, и не было ничего…
Съемки Михаила в Корсаре нет, поэтому специально для одной синьорины положу эту версию Па де де. Декораций нет, костюмы из другой постановки, но исполнение действительно блестящее. Светлана Захарова и Игорь Зеленский.
Медора - Екатерина Шипулина… Я поначалу смогла ее воспринять только потому, что ей предшествовала Невольница Чинары Ализаде - настолько тяжелая и нескладная, что Медора вроде бы даже показалась изящной. Но это чувство быстро прошло. Дальше мне просто неинтересно было на нее смотреть. А, еще «Маленький Корсар» вызвал недоумение - все же дама нехрупкая, эффекта дерзкого подростка не получилось. И финальный крик «На абордаж!» - уй, я вздрогнула, я как-то и забыла, что балетные имеют голос))
Гюльнара - Кристина Кретова была резва и игрива. Мила. Все.
Кто меня искренне порадовал - это Бирбанто Дениса Савина. Роль яркая, и такое чувство, что танцев у него больше. Вот просто понравился, был убедителен во всем, харизматичен, в меру коварен… Сейчас вспоминаю, и понимаю - сколько же там сохранено пантомимы и прочей драматической игры! Но для меня лучшим моментом с его участием был Форбан. Еще во многом - из-за партнерства с Анной Антроповой. Я в отзыве на Баядерку писала, что она мне запомнилась своей энергией и харизмой в танце с барабанами, здесь она была не менее прекрасна. Очень яркая, зажигательная пара получилась, я искренне насладилась. Хотелось, чтобы ее роль была побольше))
Форбан - съемка 2007 года, но как раз эта постановка. И Анна Антропова, здесь она с Виталием Биктимировым. В конце - Медора - Мария Александрова и Конрад - Николай Цискаридзе.
Картине «Оживленный Сад» я отдала должное разумом, а не чувствами. Все время думала про жеманные придворные балеты где-нибудь в Версале… Хотя, полотно грандиозное, конечно. Но здесь - Захарова и Крысанова, это украшает неимоверно.
А вот три одалиски были поживее, хотя вроде бы хореография тоже корнями уходит в оригинал. Ана Туразашвили в первой вариации очень понравилась мягкостью и пластичностью. Марию Виноградову - в третьей - я с трудом восприняла после Фригии в такой маленькой партии. Хотя, конечно, она все сделала прекрасно, но маловато для нее.
Ждала Дениса Родькина в танце с веерами. Тоже, как и в Баядерке, не распробовала. Мое мнение элегантен, но мог бы прибавить.
В пантомимных ролях были яркие работы. Зюльма - Кристина Карасева - которую я уже помню по «владетельным принцессам», здесь была очень выразительна, внесла живую ноту интриг и разборок в бабском дамском коллективе. Суетливый и хлопотливый евнух Александра Петухова озабоченно перекатывался по гарему. Но самой запоминающейся была старая негритянка Анастасии Винокур. Не знаю про танцевальные способности, но комический талант и харизму она унаследовала точно. Как она висла на султане - это действительно было незабываемо а можно в приличном месте написать «ржачно»? Еще она хлопала крыльями вокруг Гюльнары в свадебной интриге - так что Гюльнары и видно не было, все внимание - старой мамушке))
Уф, ну, кажется, это все… Еще отдам должное последней картине с кораблекрушением. Ума не приложу, как они все это ставили в XIX веке, если и сейчас, с современными возможностями и спецэффектами выглядит все равно нереально… Хотя пантомима там на корабле, конечно - скомканный кусок, но сама буря - это да!
Эта съемка от 2012 года, тут как раз Шипулина-Лобухин, насколько их можно разглядеть. А кораблик там пополам ломается, да…
PS. Листаю буклет - там фото Захаровой, Александровой в роли Медоры, Цискаридзе - Конрада… Совсем другое настроение, даже передается с фотографий. Нет, все таки размер состав имеет значение…
Ну и по традиции фото качества «что вышло - то вышло». Наслаждайтесь))