Корсар. 05.06.14. Большой театр. Лобухин, Шипулина, Кретова. И немного истории.

Jun 12, 2014 15:33

И тут я поняла, как люблю Григоровича…

Да, неожиданное прозрение в связи именно с этим спектаклем, но тем не менее… Чтобы уложить в какую-то систему координат свои впечатления, я не поленилась таки поискать информацию и начать разбираться с хореографами и балетными традициями. Потому что я невольно уже все сравниваю с силой воздействия хореографии Баядерки (БТ), Спартака, Грозного - спектаклей, от которых я по-настоящему в восторге даже почти независимо от исполнения - и здесь мне этой силы не хватает. При вроде бы классической традиции - совсем иной стиль, иной ритм, иная идеология - архаично? Да, есть такое ощущение. Посему, поделюсь обретенными откровениями. Да и вообще, почему бы не рассказать и про сам балет?



Медора - Екатерина Шипулина, Конрад - Михаил Лобухин

[История ]«Корсар» - один из немногих балетов с более чем полуторавековой историей, доживших до наших дней. Он был впервые показан в Парижской Опере в 1856 году в постановке Жозефа Мазилье. Тогда это был практически пантомимный, как было принято в реалиях того времени, романтически-авантюрный спектакль, с поражающими воображение спецэффектами, про очередного благородного разбойника (очередного - потому что к этому же времени относится появление «Марко Спада»). Постановка Мазилье была перенесена в Петербург в 1858 году - и тогда главную роль Конрада исполнил великий Мариус Петипа, она стала его коронной на следующие 10 лет. В то время мужчины в балетах не танцевали, их уделом была выразительная пантомима. Впрочем, и женского танца было несоизмеримо меньше, чем принято ожидать сейчас, и он был совершенно иным по технике.



Пьерина Леньяни - Медора, Павел Гердт - Конрад, Альфред Бекефи - Сеид-Паша, 1899. Источник

Петипа был как раз тем самым революционером, который взял курс на повышение «танцевальности» спектаклей, на существенное изменение баланса в пользу танца. Тогда не все его идеи встречали с восторгом, так как вставные танцевальные номера прерывали драматический сюжет, меняли ритм и восприятие спектакля. Но балетное искусство под его руководством начало движение в сторону привычного нам сегодня облика. Петипа начал с того, что вставил в «Корсар» танец невольников - Pas des esclaves. Это был прецедент, и с тех пор оригинальная хореография этого балета постоянно дополнялась разными музыкальными и танцевальными вставками от разных авторов. Впоследствии балет стал эклектичен - только из того, что дошло до наших дней, кроме первоначальной музыки Адана в нем присутствуют вставки авторства Цезаря Пуни, Лео Делиба, Риккардо Дриго, Петра Ольденбургского, Альберта Цабеля. И это не считая тех номеров, которые не вошли в сегодняшнюю постановку. То же относилось и к хореографии. Но тогда, в 1868 году Петипа сделал собственную, цельную новую редакцию, в которой приключения корсаров уступали место танцам хорошеньких пленниц. В этой редакции появляется картина «Оживленный сад» - украшение балета и шедевр хореографического искусства, одна из вершин творчества балетмейстера.



Ольга Преображенская и Пьерина Леньяни - Медора и Гюльнара в картине "Оживленный сад" Источник

Также тогда ставится зажигательный Форбан - танец корсаров с подружками, и Гран па с веерами - тоже вставной танцевальный номер. В 1880 и 1899 годах редакции балета совершенствуются под руководством самого Петипа - он продолжает усиливать танцевальную составляющую, также в поисках общей гармонии спектакля меняются местами картины, порядок танцев. Возникают вариации трех одалисок, то появляется, то исчезает «Маленький Корсар».

В 1912 году «Корсар» добирается до Москвы, в Большом театре его ставит Александр Горский. По словам Екатерины Гельцер - исполнительницы роли Медоры - это была «…пластическая драма, выраженная средствами «осмысленного» классического танца. В стиль большого спектакля XIX века вторглась хореография дунканистского толка» - это я процитировала источник. Хотя, догадываюсь, как это могло выглядеть…



Екатерина Гельцер - Медора, Василий Тихомиров - Конрад, 1912. Источник

Тем временем в Петербурге, в Мариинском-Кировском театре спектакль продолжает существовать на основе редакции Петипа с незначительными изменениями и дополнениями. Ставится версия 1914 года, которая идет до 1928-го, а в 1931 году балет восстанавливается Агриппиной Вагановой, опять по Петипа. В этой постановке уже танцует Вахтанг Чабукиани. Я обращаю на это внимание, потому что самые вкусные, на мой взгляд, кусочки в нынешнем балете - вариация Конрада из Па Де Де в «Гроте» и мужская вариация в танце невольников - исполняется в его редакции. То есть это не архаика, а красивый, мощный силовой мужской балет середины XX, а не XIX века.



Вахтанг Чабукиани - невольник, 1930. Источник

В 1955 году в постановке МАЛЕГОТа сюжет балета осовременивается в соответствии с требованиями советской идеологии. Героические греки-корсары борются за свободу с турками и, обретя ее, уплывают к вольным берегам… В 1973 году балет восстанавливается в Кировском театре Константином Сергеевым, снова по основе Петипа, а в 1987 году Олег Виноградов переносит туда версию, основанную на редакции МАЛЕГОТа.

В это время - в 1989 году - в Москве, в МАМТе, Дмитрием Брянцевым предпринимается попытка поставить полностью новый спектакль, который заканчивается адажио Конрада и Медоры и полным хэппи-эндом. А в 1992 году Константин Сергеев, опираясь на редакцию Петипа-Вагановой 1931 года, восстанавливает спектакль в Большом театре. В 1994 году его корректирует Юрий Григорович.

Нынешняя версия спектакля поставлена в 2007 году Алексеем Ратманским и Юрием Бурлакой, она также опирается на традиционное наследие Мариуса Петипа. «Петипа - это наш Шекспир, наш Пушкин, наше все. Переделывать то, что от него осталось - как-то несолидно. А вокруг него построить действие - логично» - это слова Алексея Ратманского. «В случае «Корсара» нет оригинала, есть процесс. Процесс, который для нас длится с 1856 по 1914-15, когда уже после смерти Петипа в него сделана последняя вставка - то самое знаменитое Pas de deux». «В этом спектакле мы имеем уникальную возможность понаблюдать разные хореографические пласты» - это уже Юрий Бурлака - «Самый ранний по сохранившейся хореографии - это «Маленький Корсар», хотя исторически Pas des Esclaves поставлен раньше, но затем редактировался. А последний - номер, поставленный Алексеем для нашего спектакля, Pas de eventails на музыку Дриго».

____

Почему я столько времени и места посвятила истории этого балета? Ну кроме того, что просто интересно стало. В основном потому, что про сам спектакль я столько впечатлений не наберу)) Из всего вышесказанного становится отчасти понятно, почему балет длинный, эклектичный, красочный, многолюдный, с кучей пантомимы и авантюрно-искусственным сюжетом. И с не самой логичной, на мой взгляд, драматургией. «Оживленный сад» выглядит апофеозом, а он - во втором действии. Танец с веерами - как раз таковым совершенно не выглядит - а он в третьем. Хотя постановщики предупреждали, что у них не было выбора - у Петипа все третье действие было пешеходным, надо было уравновешивать… Но все равно, как-то не очень он там по мне.

Что я могу сказать с уверенностью - так это то, что Михаил Лобухин уже упомянутой вариацией в «Гроте» оправдал мой поход в театр. Это была минута чистого удовольствия. Орел! В остальном орлу негде было особо расправить крылья, хотя героическая пантомима получалась у него очень убедительно. Из наиболее активных или выразительных сцен в его исполнении запомнились схватка с корсарами в первом действии, все Па де де в Гроте, сцена с цветком - он так натурально нанюхался снотворного)), разборки с Бирбанто… А больше, кажется, и не было ничего…

Съемки Михаила в Корсаре нет, поэтому специально для одной синьорины положу эту версию Па де де.  Декораций нет, костюмы из другой постановки, но исполнение действительно блестящее. Светлана Захарова и Игорь Зеленский.

image Click to view



Медора - Екатерина Шипулина… Я поначалу смогла ее воспринять только потому, что ей предшествовала Невольница Чинары Ализаде - настолько тяжелая и нескладная, что Медора вроде бы даже показалась изящной. Но это чувство быстро прошло. Дальше мне просто неинтересно было на нее смотреть. А, еще «Маленький Корсар» вызвал недоумение - все же дама нехрупкая, эффекта дерзкого подростка не получилось. И финальный крик «На абордаж!» - уй, я вздрогнула, я как-то и забыла, что балетные имеют голос))

Гюльнара - Кристина Кретова была резва и игрива. Мила. Все.

Кто меня искренне порадовал - это Бирбанто Дениса Савина. Роль яркая, и такое чувство, что танцев у него больше. Вот просто понравился, был убедителен во всем, харизматичен, в меру коварен… Сейчас вспоминаю, и понимаю - сколько же там сохранено пантомимы и прочей драматической игры! Но для меня лучшим моментом с его участием был Форбан. Еще во многом - из-за партнерства с Анной Антроповой. Я в отзыве на Баядерку писала, что она мне запомнилась своей энергией и харизмой в танце с барабанами, здесь она была не менее прекрасна. Очень яркая, зажигательная пара получилась, я искренне насладилась. Хотелось, чтобы ее роль была побольше))

Форбан - съемка 2007 года, но как раз эта постановка. И Анна Антропова, здесь она с Виталием Биктимировым. В конце - Медора - Мария Александрова и Конрад - Николай Цискаридзе.

image Click to view



Картине «Оживленный Сад» я отдала должное разумом, а не чувствами. Все время думала про жеманные придворные балеты где-нибудь в Версале… Хотя, полотно грандиозное, конечно. Но здесь - Захарова и Крысанова, это украшает неимоверно.

image Click to view



А вот три одалиски были поживее, хотя вроде бы хореография тоже корнями уходит в оригинал. Ана Туразашвили в первой вариации очень понравилась мягкостью и пластичностью. Марию Виноградову - в третьей - я с трудом восприняла после Фригии в такой маленькой партии. Хотя, конечно, она все сделала прекрасно, но маловато для нее.

Ждала Дениса Родькина в танце с веерами. Тоже, как и в Баядерке, не распробовала. Мое мнение элегантен, но мог бы прибавить.

В пантомимных ролях были яркие работы. Зюльма - Кристина Карасева - которую я уже помню по «владетельным принцессам», здесь была очень выразительна, внесла живую ноту интриг и разборок в бабском дамском коллективе. Суетливый и хлопотливый евнух Александра Петухова озабоченно перекатывался по гарему. Но самой запоминающейся была старая негритянка Анастасии Винокур. Не знаю про танцевальные способности, но комический талант и харизму она унаследовала точно. Как она висла на султане - это действительно было незабываемо а можно в приличном месте написать «ржачно»? Еще она хлопала крыльями вокруг Гюльнары в свадебной интриге - так что Гюльнары и видно не было, все внимание - старой мамушке))

Уф, ну, кажется, это все… Еще отдам должное последней картине с кораблекрушением. Ума не приложу, как они все это ставили в XIX веке, если и сейчас, с современными возможностями и спецэффектами выглядит все равно нереально… Хотя пантомима там на корабле, конечно - скомканный кусок, но сама буря - это да!

Эта съемка от 2012 года, тут как раз Шипулина-Лобухин, насколько их можно разглядеть. А кораблик там пополам ломается, да…

image Click to view



PS. Листаю буклет - там фото Захаровой, Александровой в роли Медоры, Цискаридзе - Конрада… Совсем другое настроение, даже передается с фотографий. Нет, все таки размер состав имеет значение…

Ну и по традиции фото качества «что вышло - то вышло». Наслаждайтесь))

[Фото с поклонов]После 2 действия.



Анна Антропова и Денис Савин - Бирбанто.



Три одалиски - Юлия Гребенщикова, Ана Туразашвили, Мария Виноградова

Финальные






Денис Савин - Бирбанто



Кристина Кретова - Гюльнара



Екатерина Шипулина - Медора, Михаил Лобухин - Конрад






















Другие отзывы о балете:
[Другие отзывы о балете]
Баядерка. 10.05.14. Большой театр. Захарова, Александрова, Лантратов.
Дон Кихот. 28.04.14. МАМТ. Леонид Сарафанов.
Баядерка. 25.04.14. МАМТ. Иван Васильев.
Жизель. 20.04.14. МАМТ. Диана Вишнева. Сергей Полунин.
Спартак. 10.04.14. Большой театр. Иван Васильев, Мария Виноградова, Владислав Лантратов, Мария Александрова.
Николай Цискаридзе в Тщетной Предосторожности 29.03.14
Иван Васильев. Балет через нижнюю чакру. Часть 2. Жизель. 15.02.14. Большой театр.
Иван Васильев. Балет через нижнюю чакру. Часть 1. Щелкунчик. 03.01.14. Большой театр.
Иван Грозный. 24.11.13. Большой театр. Лобухин, Никулина, Родькин.
Марко Спада. 13.11.13. Большой театр. Холберг, Образцова, Чудин, Смирнова, Цвирко.
Спартак в Большом. 20.10.13. Трансляция.
Спартак в Большом театре. 19.10.13. Иван Васильев, Игорь Зеленский, Мария Виноградова, Мария Аллаш.
Баядерка в Стасике. 18.10.13. Сергей Полунин.
Майерлинг. 28.07.13. Сергей Полунин.
Встреча с Николаем Цискаридзе в Бахрушинском музее 03.07.13.
Дон Кихот в Стасике. 14.06.13. Сергей Полунин.


`т Денис Родькин, театр, "Корсар", балет, `х Мазилье, `х Бурлака, `т Игорь Зеленский, `т Светлана Захарова, `х Чабукиани, отзывы, `х Петипа, искусство, `х Перро, `х Ратманский, история, `т Мария Александрова, `т Михаил Лобухин, `т Николай Цискаридзе, тр Большой театр

Previous post Next post
Up