У меня вообще был какой-то нереальный февраль. Я не писала посты, я писала стихи. Но это - не про балет))) А еще открылась Олимпиада. Ну это все видели - считается что балет до сих пор - наше все, и это весьма эффектно продемонстрировали. Кто вдруг не видел, или мечтает пережить снова - вот кусочек. Ваня - с 3:46. Хотя, тут великий Владимир Васильев, блистательная Светлана Захарова, так что лучше - полностью))
И вот в разгар этого настроения и прыжков Вани, которого обозвали и Долоховым, и Курагиным, и Ржевским, короче - продемонстрировали всю глубину знаний первоисточника, меня в буквальном смысле слова осенило, что я совершенно потеряла нить балетоманской жизни. Нить немедленно нашлась, и стало ясно, что до лета в этой балетоманской жизни скорее всего ничего уже не будет. Ни Долохова, ни Курагина, ни Ржевского))) Если я не умудрюсь добыть билетик на дневную Жизель на 15-е число. Был день Святого Валентина. Кто не в курсе - это 14-е. На который мне на самом деле, глубоко все равно, не люблю заказные дни женщин, мужчин, любви и т.п. Но видимо, что-то все же в воздухе витало. Я в прошлом посте писала, как этот билет на меня упал. Друзья, с которыми я ошарашенно поделилась, решили, что это - кармическая награда за все мои предыдущие добрые дела. Мы еще поразмыслили о кармических коромыслах и их концах, и я отправилась предвкушать.
[Предспектаклевые страсти]Никогда не была раньше на дневном спектакле. Ну, в детстве, может, но я уже не помню. Не устаю удивляться распределению составов у нас в БТ, ну да ладно, зато билеты раза в полтора дешевле)) Но начало в 12 - это реально жестоко для выходного дня… А теперь - продолжение темы «ни спектакля без приключений». Накануне я ночью не спала)) То есть совсем. То есть - ни минуты… То есть рассвет ошарашил необходимостью уже через час вставать и, извините, тащиться в театр… Полный сбой всех сценариев… Но, ничего, состояние бодрящее, как раз нужный градус тремора и полетности, чтобы прекрасное заходило прямо на широко распахнутые чакры.
Муж уговорен отвезти по утренней Москве прямо до театра. По случаю чего выходим впритык. Пробки - реальность нашей жизни уже в режиме 24/7, собираются прямо за спиной, народ уже вылезает шопиться… Но я не дергаюсь, как-то мне уже доводилось забирать билет в кассе прямо перед спектаклем, это не заняло и пяти минут. И это - вечером, а кому что-то там будет нужно утром, наивно рассуждаю я… В половине двенадцатого выпархиваю из машины на Петровке, и вся в предвкушении и, как вы помните, треморе, устремляюсь в сторону касс…
А там - толпа. Народ стоит от выхода из метро «Охотный ряд» до подъема к новой сцене, сплошные турникеты, половина народу - дети, собранные по кучкам, но их от этого не меньше… Я справляюсь с первым приступом дурноты и вспоминаю, что по гороскопу сегодня мне должна потребоваться вся моя решимость. Достаю сертификат и, высоко держа его, направляюсь в сторону охраны и заветной двери. Короче, оказывается, эта касса открывается в 12 и народ весь стоит в нее - предварительные продажи что ли… Меня отправляют в кассу на Новой сцене. Время идет. Я в тонусе - бегу.
В кассе вовсю шарашит тепловая пушка и разряды психоза, там градусов 30 и человек 25 нервных дам, в подавляющем большинстве - с сертификатами на Жизель на Исторической сцене и Иоланту на Новой, которые начнутся уже через 20 минут. Кто-то, еще отстояв очередь до этого, сейчас пытается просто взять билеты на сегодня, без сертификата. Кто-то просто хочет на другие дни. Те, кто рискует не успеть на спектакль, уже на нервах, оказывается из касс на Основной сцене тоже всех послали сюда, они пытаются организовать альтернативную очередь, уже просто ложатся друг на друга, на успокоение всех - одна девушка из охраны, и в придачу - кассир зависает, так как у клиентки, которую она обслуживает, не находится в базе платеж. Я не буду описывать те веселые 10 минут, которые прошли между моим внедрением в эту очередь и вылезания из нее без пуговиц и сумки с заветным билетом. Но ура, чакры открыты, вперед к прекрасному!
В этот раз был партер. По-моему, я сидела примерно там же, где Полунин на Спартаке)), в середине чуть справа. Отлично! Вот - к посту про обзорность.
Ну и спектакль…
Нет, сегодня их было не два, сегодня что-то совместилось… Ваня - не граф, но меньше не граф, чем не принц)) И все же история - более земная, даже в инфернальном втором акте - это не сказка, не греза, это - любовь. Просто любовь мужчины и женщины, без условностей в виде сословных или загробных границ.
В первом акте - это флирт, игра, интерес, сомнение, узнавание, принятие…
Жизель Анастасии Горячевой вызвала у меня ассоциации с Джейн Эйр. Очень хрупкая, неброская, неприметная, раскрывающаяся как скромный цветок. Но внутри вдруг оказывается настоящий характер, и ее движения, освещенные любовью, обретают необыкновенную силу и выразительность… Она действительно выделяется из толпы, она - прекраснее одетой в роскошное платье невесты Альберта, она чиста и совершенна в своем чувстве. Она будто познает себя новую, и с удивлением и с радостью, делится этим откровением. Просвещенные балетоманы, простите, я не знаю, как правильно называется диагональ на одной ножке в первом акте, которую все обожают обсуждать, так вот она сделала ее великолепно - уверенно, отточено, безупречно, аж дух захватило, на минуту показав, кто здесь настоящая принцесса. Такая вдруг вспышка харизмы, выплеск дотоле контролируемой энергии, протуберанец… обожаю такие моменты. Зал откликнулся, закричали «браво». Она не страдала картинно, узнав правду, она метнулась по сцене - маленькая, хрупкая и сильная женщина, в которой вдруг надломился стержень…
Иван, ее парень…))) Именно так это выглядело. Меня в их паре подкупила абсолютная искренность чувств, хотя они, может, были и не совсем в том контексте, который был заложен в либретто. Он увидел симпатичную девчонку, он искренне к ней потянулся, для него это еще не глубоко, нет, но это не значит - не серьезно… Он радуется ее улыбке, он ловит каждое движение, он прикасается с трепетом, он по-щенячьи бесшабашен и игрив, но и по-мужски силен и надежен, он тоже будто сам в себе открывает это чувство. Оно вне условностей, его Альберт не выпал из своей среды, он, скорее, и не принадлежал ей никогда, и когда Ганс демонстрирует его шпагу, на его лице отчетливо читается досадное «Упс…» - и это самая правильная эмоция в этой трактовке роли)) И внутренняя буря, истинное потрясение, когда она падает бездыханная, он мгновенно взрослеет, слетает вся условность, у него на руках - тело любимой женщины, и все - по-настоящему. Ужасный кадр конца первого акта, но, что есть…
Еще в первом акте порадовало па де де. Заглянула в программку - Маргарита Шрайнер и Михаил Кочан, у обоих - дебют. Молодцы. О, а Маргариту, я, оказывается, уже отметила в Щелкунчике, надо же…
В перерыве обнаружила в фойе выставку, посвященную Владимиру Васильеву и Екатерине Максимовой, видимо, приурочена к вечеру ее памяти, но о ней тогда - в отдельном посте.
И еще подлезла к самой оркестровой яме. Что я там хотела найти - сказать трудно, но не каждый же день я в Большом в партере сижу, надо полазить везде)) Это - амфитеатр.
Второй акт. Для начала меня огорчила Мирта в исполнении Анны Леоновой. Это не мифический персонаж, вершащий судьбы, это председатель месткома, распределяющий путевки. Так, в принципе, она и выглядела на протяжении всего акта. Две виллисы - Ангелина Карпова и Ана Туразашвили - были намного мягче и мистичнее. Все остальные виллисы - это, как всегда, уровень корды Большого! Завораживающе… Как я рада, что здесь театр держит планку! Загробный мир в лучших своих проявлениях!))) На «селедках» народ перестал сдерживаться и аплодировал. Вообще второй акт Жизели, наверное, один из самых красивых в балете вообще, тут в каком настроении ни придешь, переключит и унесет. Переключило и унесло.
Помните, я начала с того, что этот спектакль был просто про любовь? Так вот во втором акте была она - зрелая, глубокая, жертвенная. Все, что было недосказано, не прожито в первом акте, сейчас обрело иной смысл, иную глубину - и было понято, прожито, досказано. Досказано перед лицом вечной разлуки. Какие поддержки… Нежно, без усилия, будто самую большую драгоценность поднять женщину к небу… И она, и так уже бесплотная, невесомая, покорно замирает, ловя этот миг еще возможного прикосновения… Адажио я смотрела не дыша. Обычно я на нем почти не сопереживаю. Как они стояли перед Миртой, раскинув руки, как бы говоря «мы вместе!», как решительно этот хрупкий мотылек простирал свои крылышки, отводя беду… Как он нес ее на руках перед самым прощанием, обволакивая последней нежностью…
Расчуствовалась…
А здесь - нарезка пополнее - фрагменты всего спектакля. Честно говоря, я себе немного подпортила ей впечатление от живого спектакля, все таки и ракурс и сам факт нарезки сильно разрушают очарование… Но это нисколько не умаляет огромной благодарности снимавшему! Кто хочет - может попытаться составить представление, но я кладу себе просто для памяти.
Зал принимал очень хорошо. Такое чувство, что второму акту сопереживали все. Аплодировали долго, но я боролась с фотиком, в итоге на вызовы из-за занавеса пошла к самой сцене. Иван произвел вблизи очень позитивное впечатление, он очень приятный, и просто светился. Вызывали раз десять точно, в какой-то момент я решила, что всю свою программу выполнила, и пошла, но пока пробиралась через спустившихся к сцене поклонников, которых набралось на полпартера, Ваню и Анастасию вызвали еще раза два… Короче, настроение было прекрасное, впечатления - самые приятные, чакры - наполнены живительной энергией, на чем я и закончу дозволенные речи…