Тициан. Выставка в Пушкинском музее.

Aug 28, 2013 09:00

Ну раз я сказала «А» по поводу прерафаэлитов, скажу «Б» про выставку Тициана.



Тициан. «Венера, завязывающая глаза Амуру». 1565. Галерея Боргезе, Рим. Источник.

Понятно, не к Тициану мои претензии, а к организаторам, но осталось от этой экспозиции ощущение кургузости. Тициан прожил более 80 лет и, будучи признан уже в очень раннем возрасте, создал огромное количество картин, которые украсили экспозиции многих крупнейших мировых музеев.

К нам привезли 11 картин из музеев Италии.

Из них: две - очень ранние «Мадонна с младенцем» 1507 г. и «Крещение Христа» 1512 г., три - мужские портреты 20-30х годов, коих художник написал великое множество, две - прелестные посвящения женской красоте «Флора» 1515 г. и «Красавица» 1536 г., умопомрачительно чувственная «Даная» 1545 г., две - монументальные алтарные образы «Распятие» 1558 г. и «Благовещение» 1564 г., и, наконец, салонная «Венера, завязывающая глаза Амуру» 1565 г. Как видно даже из этого перечисления, представленные картины охватывают период длиной в 60 лет и относятся к самым разным жанрам, в которых творил художник. По идее такой набор претендует на полноту охвата творческого наследия Тициана, но на деле по одной-две вещи на период и на жанр - выглядит довольно дискретно и эклектично.

Я знаю, что в музейной практике есть традиция привоза одного-нескольких шедевров, на которые люди идут не для того чтобы составить представление о творческом пути художника, а именно на сам шедевр. Но в данной экспозиции, по-моему, получилось ни два ни полтора. Так что я решила отнестись к выставке, как привозу одного шедевра, и сосредоточилась на «Данае».



Тициан. «Даная». 1545-46. Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь. Источник.

Это произведение апеллирует не к разуму, а сразу к каким-то глубинным чувствам, берет в плен и не дает уйти. Так что я там так бы и стояла, если бы замученный муж не вернулся и не увел меня принудительно.

Еще обязательно надо уделить пристальное внимание алтарным образам, в том числе и потому, что ради этой выставки их впервые вывезли из Италии, а там они находятся в стороне от популярных туристических маршрутов.



Тициан. «Распятие». Сан Доменико Маджоре, Анкона. 1558. Источник.

Как изменилась за шесть лет манера письма художника!



Тициан. «Благовещение пресвятой Богородицы». 1564. Сан-Сальвадор, Венеция. Источник.

Правда, для их восприятия надо сделать усилие и переключиться, и не только на религиозный сюжет. Картины огромные и предназначены для огромных же церковных помещений. Поэтому лучше отойти подальше, благо такая возможность есть, и попытаться охватить их взглядом целиком, тогда проявляется истинная мощь, заложенная автором. «Благовещение» еще так интересно расположено - в торце анфилады, так что когда выходишь из залов с Тицианом и идешь дальше по музею через залы последующего европейского искусства, очень интересно оглядываться и сравнивать окружающие полотна с отдаляющимся в веках шедевром. Я бы повесила так «Распятие».

Пока писала, вошла во вкус. Так что, покажу, пожалуй, еще дам и кавалеров)



Тициан. «Флора». 1515. Уффици, Флоренция. Источник.



Тициан. «Портрет Винченцо (или Томмазо) Мости». 1526. Палаццо Питти, Флоренция. Источник.



Тициан. «Красавица». 1536. Палаццо Питти, Флоренция. Источник.



Тициан. «Портрет Джулио Романо». 1536. Палаццо дела Провинция, Мантуя. Источник.

Кстати сейчас заметила, что все эти произведения разбросаны по всей Италии, так что безусловная ценность выставки еще и в том, что их собрали, а то было бы проблематично их все увидеть.

Так что, вот, закончила за здравие)) Любите искусство.

Москва, отзывы, живопись, выставки, муз ГМИИ им. Пушкина, ст барокко, ст ренессанс, искусство, музеи, `худ Тициан

Previous post Next post
Up