Продолжение. Начало -
здесь. Предыдущая часть -
здесь.
Часть 3. После 1537. Великое герцогство Тосканское.
И вот в 1537 году на сцене появляется Козимо I Медичи.
Аньоло Бронзино. Портрет Козимо I Медичи в доспехах. 1545. Уффици, Флоренция.
Источник Напомню, мы остановились на том, что с гибелью предшественника Козимо I - Алессандро - прервалась ветвь Медичи, идущая по мужской линии от Козимо Старшего. Однако здравствовала Мария Сальвиати, дочь дочери Лоренцо Великолепного. Она и была матерью Козимо I, то есть он был правнуком Лоренцо Великолепного по матери и бабушке. Правда, Медичи он считался не по матери, а по отцу)).
Отец Козимо, Джованни де Медичи, известный как Джованни делле Банде Нери, был правнуком младшего брата Козимо Старшего - Лоренцо Старшего, то есть представлял вполне законную младшую ветвь семьи, отделившуюся от основного ствола столетием раньше. Джованни был заметной фигурой, снискал репутацию способного военачальника и уважение Никколо Макиавелли, но, к сожалению, погиб от раны в 28 лет. По распоряжению сына на площади Сан-Лоренцо ему
установлен памятник работы Баччо Бандинелли.
Чтобы не запутаться окончательно с генеалогией Медичи, приведу-ка я, пожалуй, их дерево.
Источник Итак, Козимо I. Для нас он интересен прежде всего тем, что на его имя натыкаешься на каждом углу при нем во Флоренции был создан обширный пласт произведений эпохи маньеризма, который стал фактически последним значимым культурным слоем города. При его правлении многие объекты в сердце города приобрели свой нынешний вид.
Козимо унаследовал титул Герцога Флоренции при поддержке влиятельных семей герцогства, имевших надежду использовать его в своих интересах. Однако, получив официальное подтверждение своих прав, он быстро проявил авторитаризм, разгромил и казнил недовольных, и в дальнейшем проводил твердую политику утверждения абсолютной власти. Козимо укрепляет существующие и строит новые форты и крепости на территории Тосканы, усиливает армию, присоединяет к своим владениям Сиену, развивает сеть дорог и портов. Он пытается повысить статус Флорентийского герцогства на внешнеполитической арене до королевства, и в 1569 году ему удается папской буллой проапгрейдить))) свое государство до Великого герцогства Тосканского и получить корону в Риме из рук папы.
В соответствующем идеологическом ключе Козимо I формулирует заказ для придворных художников, которые всячески прославляют герцогскую власть и его лично, а заодно стирают воспоминания о вольных временах республики. В 1563 году герцог основывает «Академию изящных искусств», и при его дворе находят покровительство и работу Джорджио Вазари, Бенвенуто Челлини, Аньоло Бронзино, Бартоломео Амманнати.
В начале своего правления Козимо переезжает из фамильной резиденции
Палаццо Медичи-Риккарди в
Палаццо Веккио, превращая символ городского самоуправления в личную резиденцию герцогов. Для него там проводится масштабная реконструкция, которая касается в особенности республиканского Зала пятисот, о чем я расскажу в следующем посте. Тогда же в дополнение к Давиду Микеланджело наполняются скульптурами
площадь Синьории и Лоджия Ланци. Там появляются фонтан «Нептун» Амманнати, «Геркулес и Какус» Бандинелли, «Давид» Челлини.
В 1550 году супруга герцога Элеонора Толедская дабы иметь возможность выбираться из загруженного центра на свежий воздух))) приобретает на другом берегу реки Палаццо Питти, которое восемь лет спустя начинает перестраивать для семьи Бартоломео Амманнати. Этот дворец впоследствии станет основной резиденцией Герцогов Тосканских. Там же окончательно формируются и заполняются скульптурами Сады Боболи. Для комфортного путешествия через реку над старым мостом Понте Веккио Джорджо Вазари достраивает коридор имени себя))), а чуть дальше Амманнати модернизирует и украшает
мост Санта-Тринита. В 1560 году опять же Вазари начинает строительство галереи Уффици. Упоминая Вазари, необходимо отметить, что, несмотря на творческую плодовитость и прочное положение при герцоге, этот художник и архитектор более чем своими работами прославился созданием «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» - первой энциклопедии искусства, включающей биографии и описания произведений 178 художников эпохи Возрождения. Это собрание считается основополагающим трудом в истории искусств и подчас единственным источником бесценной информации о творцах Ренессанса.
Козимо I Медичи скончался в 1574 году в возрасте всего 54 лет. Но он заложил прочную основу для династии Великих герцогов Тосканских, его ветвь рода правила Флоренцией 200 лет. В браке с Элеонорой родилось 11 детей, двое из которых впоследствии носили герцогскую корону.
Старший сын Козимо I Франческо I наследует трон отца и правит до своей смерти в 1587 году.
Алессандро Аллори. Портрет Франческо I Медичи, Великого герцога Тосканского. 1560. Институт искусств, Чикаго.
Источник Герцог интересуется естественными науками и устраивает себе в Палаццо Веккио химическую лабораторию и кунсткамеру - Студиоло Франческо Первого. Также он продолжает дело отца и в 1575 году помещает произведения искусства из личной коллекции Медичи в галерею Уффици, и так основывает один из лучших мировых музеев. Франческо безвременно уходит из-за своей непростой личной жизни. Будучи женатым на дочери австрийского императора Иоанне, он любит совсем другую женщину, Бьянку Капелло. Правда, эта любовь не мешает ему родить в браке через не могу восемь детей, одним из которых стала будущая королева Франции Мария Медичи. Однако, несчастная Иоанна умирает в 31 год и Франческо спустя три месяца женится на Бьянке. Бьянку ненавидят и обвиняют в отравлении Иоанны. Франческо и Бьянка умирают в один день, в загородном доме во время обеда с Фердинандо, родным братом Франческо, как показали современные исследования - от отравления мышьяком. Так как единственный сын Франческо к этому моменту уже умер, то именно брат - Фердинандо - и становится выгодоприобретателем от этого убийства, и наследует корону. Его, впрочем, в убийстве и обвиняли. Такие милые люди.
Фердинандо I интересен нам в основном тем, что заказывает Джамболоньи монументальный
памятник отцу, который находит свое место на площади Синьории. А также он покровительствует еще одному великому флорентийицу - Галилео Галилею. Последний даже называет в честь сыновей Фердинандо открытые им спутники Сатурна «Звездами Медичи». Чести поддерживать ученого удостаиваются и два следующих герцога - Козимо II и Фердинандо II, который даже был его учеником.
В XVII веке центрами мировой культуры становятся уже другие города и страны. Флоренция, а точнее Великое герцогство Тосканское, благополучно существует под эгидой рода Медичи до 1737 года, когда умирает последний Медичи с французским именем Джан Гастоне (или Жан Гастон). На смену династии Медичи приходит династия Габсбургов-Лотарингских, первым из которых становится супруг знаменитой австрийской императрицы Марии-Терезии Франц I Стефан, а герцогство фактически растворяется в империи. В 1801 году на арене появляется Наполеон и переименовывает герцогство Тосканское в Королевство Этрурию (красивое название…) и сажает было туда Бурбонов, потом передумывает и присоединяет Этрурию к Франции. В 1814 году Наполеон с арены исчезает и Габсбурги-Лотарингские возвращаются на свой законный престол.
В 1861 году объединяется Италия. В короткий период с 1865 по 1871 год Флоренция снова играет ключевую роль, так как становится столицей объединенного королевства. Этот период увековечивается закладкой странной и чужеродной
площади Республики, которая, правда достраивается позже, когда Рим и Папская область уже присоединятся к Италии и столица уедет туда.
А Флоренция - несмотря на пролетевшие над ней века, она так и осталась колыбелью прекрасного Ренессанса, непревзойденным памятником этой восхитительной и великой эпохи. За что мы ее и любим.
Продолжение -
здесь.