Кто меня читает, знает, что я не большой поклонник драматического театра, так - пару раз в год выбираюсь на громкие спектакли, чтобы быть в курсе, не более. Этот спектакль оказался из таких - громких. С месяц или два назад вся ФБ-лента заполнилась восторгами, вот я внезапно и решилась.
Так как даже по замыслу Вильяма нашего Шекспира - это комедия, сиречь пиеса, не несущая философских смыслов, а призванная исключительно развлекать и еще немножко мистифицировать, то и глупо было ждать отягощенного глубиной и рефлексией действия. Все сделано милейшим образом - канонически, деликатно и легко. Режоперы режиссерских экспериментов, апеллирующих к низменным инстинктам, замечено не было. Сценография весьма стильная. Герои - в белых костюмах как бы XVI века, поначалу еще и на высоченных котурнах. Роль декораций играют полосы и полотна летящего шелка, струящегося, текущего, свисающего колоннами и покрывающего пространство сцены. Остальная мистика доигрывается светом и музыкой, тут и день и ночь, и зала герцога и волшебный лес. Следуя тексту пьесы, так же аккуратно исполнены два пласта - "высокого", поэтического штиля, в котором существуют герцогский двор и запутавшиеся любовники, и "низкой" прозы - для актеров-черни, где все исполнено грубовато и предельно реалистично в расчете на непритязательный вкус толпы.
Зрелая пара - Карен Бадалов и Галина Тюнина - выступали сразу в двух ипостасях - герцогской четы Тезея и Ипполиты и эльфийских царей Оберона и Титании. В тонкой, нюансированной игре обоих чувствовалась мудрость и взрослые страсти. Благодаря удачной идее объединения ролей двух властных пар в одних актерских руках, получился дополнительный смысл - господства потусторонних существ в реальном мире, подвластности им всех земных страстей и судеб. Им ассистировал в ролях Распорядителя при дворе и Робина-духа Амбарцум Кабанян - абсолютная грация, плутовство и обаяние. Молодой человек мистически похож на Николая Цискаридзе, даже прической и пластикой. Эта троица в итоге мне показалась спектаклеобразующей. Тема двух запутавшихся волей земных и волшебных властителей любовных пар была решена без особой лирики, с акцентом на комедию положений, а не на чувства, и четверка молодых любовников брала скорее экспрессией, пластикой и некоторой кичевостью. А ремесленники-актеры добавляли откровенного трэша, который в итоге и привел разогревшийся зал окончательно в экстатическое состояние.
В спектакле есть ритм и энергетическая "воронка", которая постепенно в него затягивает. Выдержанное стилизованное "ходульное" начало, исполненное статичной декламации, сменяется контрастной бытовой картиной сбора ремесленников на репетицию, а вслед за ней действие переносится в лес, который все больше и больше наполняется мистикой. Кульминация волшебной части - сны и метания влюбленных, ведомых волей Оберона и проделками Робина. К этому моменту спектакль уже забирает в себя, и зрители благодарно реагируют на каждую вибрацию со сцены. Кстати, зал невероятно интеллигентный и вовлеченный, странно, но ни в Большом, ни в Стасике, при кажущейся серьезности заявки на высокое искусство, проявлений такой зрительской культуры сразу и не вспомнить. Так что к последней картине, в которой ремесленники разыгрывают для герцогской свадьбы свою откровенно площадную пьесу, все уже просто сидят и хохочут. Рядом со мной девушка смеялась в прямом смысле слова до слез. Я чувствовала себя существенно сдержаннее, но общему настроению, тем не менее, вполне поддалась. Так что даже задумалась, не посмотреть ли там что-нибудь еще.
Хотя балету в моем сердце драмтеатр все равно не конкурент. А так - все очень душевно.
Подписывать актеров не буду, простите, просто не всех тут идентифицирую.
Я
в Фейсбуке,
в Вконтакте,
в Твиттере и
в Инстаграме