Итак, обещанные вечерние кисики))) Но сначала пару слов о самом балете, я же о нем не писала?
Я даже не предполагала, что после месяца с лишним сплошных экспериментов испытаю такое счастье от этой милейшей романтичной архаики… Этому балету без малого двести лет, и он - старейший из сохранившихся вообще - ну насколько мы можем говорить о сохранности такого летучего искусства. Поставленный еще в 1832 году Филиппо Тальони на свою дочь - легендарную балерину Марию Тальони, он совершил революцию в танцевальном жанре. Первый балет эпохи романтизма вывел на сцену новый персонаж и новый типаж балерины - деву воздуха, по которой все немедленно сошли с ума. До того балерину именовали «терпсихорой», отражая преемственность греческих, свойственных классицизму, традиций в танце. В «Сильфиде» родился современный образ классической танцовщицы - воздушного существа в белом шифоне, неподвластного земному притяжению. Легкая, изящная, с невесомым прыжком Тальони впервые облачилась в пачку и впервые встала на пуанты - и окончательно воспарила над бренной землей.
Эта редакция балета, на музыку Жана Шнейцхоффера появилась в Париже и до сих пор именуется «французской». Именно ее узнала Европа, в том числе и Россия, в XIX веке. Но в XX - балет потерялся, забылся, и был реконструирован только в 1972 году Пьером Лакоттом. Французская редакция сейчас идет в Стасике. А в Большом танцуют не менее, если не более уникальную редакцию - «датскую».
Эта редакция появилась всего четыре года спустя после французской - в 1836 году. Датский балетмейстер Август Бурнонвиль, увидев «Сильфиду», задумал перенести ее на сцену Датского Королевского балета. Либретто он приобрел, но на музыку денег не хватило. Тогда Бурнонвиль заказал новую партитуру молодому композитору Херману Северину Левенскольду. Со своей стороны, он немного «приземлил» действие балета, сократил партии сильфид и добавил танцев земным персонажам. В его версии обрел выразительность Джеймс - у Тальони мужским партиям уделялось меньше внимания. Сильфидой Бурнонвиля стала его ученица Люсиль Гран, почти столь же знаменитая, как и Тальони.
Уникальность датской «Сильфиды» в том, что этот балет не «теряли». На протяжении всех этих лет - хотела написать «веков» - его передавали «из ног в ноги», считая Джеймсов))) Йохан Кобборг, премьер Королевского Датского и Королевского Английского балетов, ставивший в 2008 году последнюю, нынешнюю редакцию «Сильфиды» в Большом театре, был, по его признанию, не то двадцать девятым не то тридцать первым Джеймсом после самого Бурнонвиля. И, глядя на сцену, невероятно ощущаешь ауру эту наивного, милого, трогательного произведения той эпохи.
Постановка очаровательно декоративна, тут нет современных стилизаций, только пришедшие из того времени. Детальная обстановка дома Джеймса, кожаное кресло, огромный камин, в который улетает Сильфида - явно на тросах))), ощущение небольшого и теплого пространства, заполненного персонажами в очень естественных костюмах. Поляна в лесу - романтичный пятачок между зловещими деревьями. Здесь немыслимы высоко поднятые ноги, размах в движениях, все собранно, деликатно, «корсетно». Сильфиды - единственные существа, которым дарованы пуанты, но не для высоких прыжков, не для фуэте - только мелкие, аккуратные, изящные па. Порхание мотылька - язык главной героини. Земные, реальные люди наделены национальностью - они шотландцы - и стилизованными народными танцами. Здесь дамы в туфельках, мужчины в килтах, все просто, весело и безыскусно. И много-много пантомимы - это особенно умиляет, потому что она тут на редкость естественна, не выглядит вставными смазанными жестами сурдоперевода, в которых давно утрачен первоначальный смысл. Тут если надо описать Сильфиду, то честно машут руками, как крылышками, и обводят женский силуэт, если кого потеряли - так же честно руками разводят… А уж в партии Мэдж - сумасшедшее раздолье для пластических этюдов. Одно то, как она разгоняет старух-ведьм повелительными жестами или заставляет Гурна делать предложение Эффи, толкая его перед девушкой на колени - это полноценное немое кино.
Ну и наши герои. Для меня главной в этот вечер оказалась Маша Виноградова, которая дебютировала в партии Сильфиды. Я пожалела, что не видела ее Жизель… Она настолько прониклась этой эстетикой, что я иногда чувствовала, что за эффект на современников производили Тальони и Гран. Среди приземленных остальных персонажей она действительно была неземным существом. Там было прекрасно все. Руки - совершенно волшебные, мягкие, льющиеся, корпус - деликатно перегибающийся в тонкой талии, головка - изящно склоненная, ножки - выписывающие тонкий рисунок… И вот эта деликатная салонная архаика… Неземное, эфемерное существо, милое, любопытное, застенчивое, очаровательное. И самое прелестное из всех сильфид - она не только не потерялась в массовых сценах, наоборот выделялась среди них особым изяществом.
Ваня - как всегда светил собственным светом. Подспартачивал, ага))) Если бы Бурнонвиль увидел заноски в полутора метрах над сценой, он бы, наверное, сам из гроба подлетел на эту высоту. Ну а что делать, если оно само так прыгается?)) Гири ему на ноги вешать? Ваня с видимым нетерпением ждал танцевально-прыжковых моментов, игру он отыгрывал, честно мимируя, но как только надо было танцевать - у него даже лицо менялось, настолько из него рвалась энергия. В первом действии его соло просто унесло, вся салонность слетела извините, на фиг, и он с кайфом отпрыгал и откабриолил, так что аж дух захватило. Надо отдать ему должное, по сравнению со Спартаком и Базилем, он, естественно, себя сдержал, и выдал, пожалуй, именно то, чего от него и ждали - фирменные трюки, но упакованные в рисунок роли. Зал, естественно, разразился, но правда, волна от него пошла такая, аж на кресле подбросило. Дольше он продолжал в той же манере, и все первое действие я просидела, улыбаясь, как дура, впуская в себя целительные вибрации. Второе было более драматичным, но и тут было хорошо в том же ключе. Прикольно, но пыталась уследить за физикой юбочек мужских, не только у Вани, у всех. Как-то странно мало они подлетали, не так, как должны были бы при таких прыжках, даже коленки почти не мелькали. Читала, что английской королеве Елизавете в подол платьев вшивают крохотные грузики, дабы случайный порыв ветра не привел к конфузу. Может и тут так же?)))
Эффи Анны Ребецкой выразительной я бы не назвала. Пыталась вспомнить, где я видела ее накануне - в Русской невесте - и поняла, что девушка аккуратна, но харизмой в принципе не отличается. Вот Гурн Александра Смольянинова мне понравился. У него, как и у Маши, был дебют. Возможно более острохарактерные Савин или Биктимиров сделали бы Гурна поярче, но у Александра всего было в меру, особенно в чувствах к Эффи.
А вот Мэдж Геннадия Янина - это просто бриллиант! Там столько всего - на его игре держится вся фабула - и он так шикарен! Баба Яга против… ))) Настоящая старая ведьма, но не карикатурная, а мудрая, ведунья такая… Совершенно живой, настоящий, достоверный персонаж, а как он играет! Короче, тут у меня слов не хватает.
Еще восторг от общих танцев. Не могу вспомнить навскидку, где они еще были такие, чтобы главные герои растворялись во всей толпе, и все танцевали одинаковый текст… Форбан? Но и свадебные танцы, и сильфиды на полянке - все такие вдохновенные… Очень здорово.
Ну и не могу отметить виолончелиста Петра Кондрашина. Тоже искала музыканта глазами в яме, как было с Инной Ли когда-то. Очень трепетные соло.
В общем, пришла домой, и купила билет на еще одну Сильфиду - летом. Не все разглядела, хочу еще. И в Стасик бы надо…
Фотик меня в этот раз вроде бы не подвел. Даже не буду под спойлер убирать.
Первая сильфида - Чинара Ализаде (в центре) и две сильфиды - Ксения Жиганшина и Виктория Якушева
Маленькая девочка - Мария Жданова, один из друзей Джеймса - Александр Войтюк, Мэдж - Генадий Янин, Сильфида - Мария Виноградова, Джеймс - Иван Васильев, Эффи - Анна Ребецкая, Гурн - Александр Смольянинов
Другие отзывы о театре Я
в Фейсбуке,
в Вконтакте,
в Твиттере и
в Инстаграме