Грани. Большой театр. 26 03 15. Диана Вишнева

Mar 28, 2015 09:09

Все же решила к предыдущему посту добавить хоть какой-то иллюстративности. Так что кладу текст для класса и парочку фото.

Диана Вишнева снова претендует на Золотую Маску.

На суд жюри конкурса «Золотая Маска» представлен проект балерины «Грани».

«Грани» - очередной авторский проект Дианы Вишневой. Одна из самых знаменитых российских балерин, прима Мариинского театра, мировая звезда, продолжает искать себя в современном танце. Предыдущие ее проекты - «Красота в движении» и «Диалоги» - собрали пять «Золотых Масок». Ныне на соискание премии выдвинут балет «Женщина в комнате» - вторая часть «Граней».




Мировая премьера этого совместного проекта «Сегерстром-центра» и «Ардани Артистс» состоялась 6 ноября 2013 в Калифорнии, а в Москве он появился полгода спустя. Первую часть спектакля - одноактный балет «Switch» («Переключение») поставил знаменитый хореограф, руководитель Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо. Французский балетмейстер знаком московскому зрителю - несколько лет назад его труппа приезжала на гастроли с балетом «Золушка», а в прошлом году он создал эксклюзивно для Большого театра балет «Укрощение Строптивой». Музыку для «Переключений» написал голливудский кинокомпозитор Денни Элфман - четырехкратный номинант на «Оскар», что объясняет ее динамизм, психологизм и «кинематографичность».

Герои балета - пара типичных европейцев средних лет, динамичных, красивых, активных, но уже умудренных опытом и чувствующих вкус жизни. Он - импозантный, в черных брюках и рубашке, она - в черном комбинезоне с короткой платиновой стрижкой а-ля Энни Леннокс. Стиль их пары - минимализм, движения - контемпорари. Вишнева появляется чужеродной жар-птицей, в блестящем серебристом платье от Лагерфельда, на пуантах, с постоянными всплесками академичной пластики - творческая личность, оставившая личное счастье ради искусства. Она пытается то ли разбить пару, отвлечь внимание мужчины, то ли примерить их отношения на себя, мучительно переживает их близость и свое одиночество.



Гаэтан Морлотти, Диана Вишнева, Бернис Коппьетерс, Жан-Кристоф Майо

Помимо яркой партии Дианы, балет «Switch» интересен тем, что это уникальная возможность увидеть хореографию Майо в «родном» исполнении его лучших артистов. Бернис Коппьетерс - ведущая танцовщица Балета Монте-Карло, мировая звезда, муза и жена хореографа, которая так хорошо понимает его язык, что ассистирует ему в переносе его балетов в другие театры. С ней на сцене - ее постоянный партнер Гаэтан Морлотти, на которого и сам Майо и другие именитые хореографы тоже специально ставили балеты. Их существование в танце естественно как дыхание и открывает тончайшие нюансы замысла хореографа, ранее не замеченные «грани».




Если в «Переключениях» Диана Вишнева экспрессивно конкурирует с «родными» танцовщиками Майо за органичность интерпретации его языка, то второй балет - «Женщина в комнате» - поставлен на нее одну. Хореограф - работающая в Европе американка Каролин Карлсон исповедует интуитивную пластику, импровизационные высказывания. Ее балет «Знаки» по мотивам картин художника-абстракциониста Оливье Дебре был удостоен премии «Бенуа де ла Данс» и восторженно принят в Москве. Для работы в «Гранях» Карлсон вдоховлялась фильмами Андрея Тарковского и поэзией Арсения Тарковского, стихи которого Диана сама читает за кадром. Звучит музыка итальянского виолончелиста и композитора-минималиста Джованни Соллима и постоянного партнера Каролин французского композитора Рене Обри, известного современными интерпретациями классических гармоний.




В медленном, почти бессюжетном повествовании царит созерцательность и рефлексия. В пустой комнате, где есть только огромный стол и окно, за которым угадывается даль, женщина заново переживает свою жизнь. Минуты меланхолии сменяются минутами воспоминаний о страданиях, воскресают когда-то пережитые страсть и нежность. Героиня Дианы несколько раз переодевается для каждого воспоминания. Серый халат одиночества, летящее кобальтовое платье надежд, черный шифон, туфли на шпильке, и огромный нож, которым рассечен лимон - страсть. В конце героиня завершает внутренний диалог с собой, она обретает мир в душе в возвращении в реальность - и с отчаянным весельем режет лимоны и апельсины, которые падают со стола, раскатываются по сцене, а она спускается в зал, чтобы угостить ими зрителей.

«Грани» - безусловно заметное явление в балетной жизни Москвы, а для Дианы Вишневой - еще одно доказательство многогранности ее таланта и исполнительской харизмы. Однако, зритель, похоже, предпочитает видеть любимую балерину в классическом репертуаре - в зале было немало свободных мест. Может быть, он не готов платить за два получасовых акта современного танца столько же, сколько за проверенную десятилетиями классику?

Другие отзывы о театре

Я в Фейсбуке, в Вконтакте, в Твиттере и в Инстаграме

`х Карлсон, отзывы, театр, "Грани", ст современное искусство, `т Диана Вишнева, балет, Класс критики, искусство, "Свитч", `х Майо, "Женщина в комнате", тр Большой театр, фест Золотая Маска - 2014

Previous post Next post
Up