Вечер балетов Иржи Килиана. МАМТ. 20 03 15.

Mar 22, 2015 22:34

Я чувствую, что два спектакля в неделю для меня - много. Особенно, когда первый оказался эмоционально сильным, и хочется еще побыть в этом состоянии, повибрировать на волне. Но, нет, планы неотменяемы, раз решила образовываться, то надо соблюдать дисциплину. Хотя, тут тоже - фактор «Золотой Маски» - и «Татьяна», и Киллиан были конкурсными спектаклями, театр время не выбирал. Другой вопрос, что на полгода вокруг этих спектаклей больше нет в афише - я бы разнесла визиты…




Вечер же пятничный в придачу снимало телевидение - была ли прямая трансляция, не знаю, но девушка знакомая с «Культуры» сказала, что они вроде скоро будут показывать, даже может быть на следующей неделе. По этому поводу половина Большой Дмитровки была заставлена телевизионными грузовиками - даже представить невозможно, сколько же туда натащили оборудования… Грузовики тянулись почти от Бульваров и до самого театра, ради них сдвинули бетонные тумбы-цветники, вдоль вереницы машин змеились провода, и опаздывающие зрители, включая меня, неслись в театр по узкому проходу, прижимаясь к стенам домов и перепрыгивая через внезапные тумбы.

Вообще трансляция разнообразила уже становящиеся обыденными театральные впечатления. Войдя в зал можно было обнаружить, что он залит ярким светом - от обеих сторон сцены на зрителей были развернуты по три слепящих прожектора. Народу было полно, включая полностью забитые лестницы по входным билетам. Все так и рассаживались при экваториальном освещении, но я решила, что ТВ, наверное, снимает зал перед началом. Каково же было всеобщее изумление, когда начался спектакль - а софиты остались! Их, правда, существенно «прикрутили», свет стал неоново-синим, и такой же мертвенный окрас приобрел весь зал. Но это как бы и ладно, но они опять слепили глаза. Первое действие я просидела, закрываясь от них программкой, во втором рука устала, попыталась абстрагироваться. Еще ярким впечатлением от присутствия телевизионщиков был их совершенно незамутненный треп в голос на протяжении половины первого действия. Операторы ли это были - их камера расположилась наверху средней лестницы беля - или там дверь в фойе была открыта и оттуда все разговоры шли, не знаю, но ТАКОГО я еще никогда не слышала, и никогда не видела, чтобы буквально весь бель в итоге отвернулся уже от сцены и выискивал источник разговоров. Ну посмотрим, чего они там в итоге наснимали.

Сам вечер не разочаровал, но и не потряс. Показывали четыре одноактных балета - «Восковые Крылья», «Бессонница», «Маленькая Смерть» и «Шесть танцев». Это были четыре образчика современного танца под классическую музыку - Моцарта, Баха, и современных парафразов в том же ключе. Их автор Иржи Киллиан - один из мэтров мировой хореографии, фактически создавший Нидерландский Королевский балет, которым и руководил на протяжении почти трех десятилетий. Его первые работы, принесшие ему мировую известность, были в конце 70-х, расцвет пришелся на 80-е - 90-е. И, честно говоря, это чувствовалось. «Маленькую Смерть» и «Шесть танцев» впервые поставили в Стасике в 2011 году, это был первый перенос Килиана в Россию, и за это театр «Маску» тогда уже получил. Теперь пришла очередь «Восковых Крыльев», и отдельно - работы в нем Оксаны Кардаш, как танцовщицы. Оксану я очень люблю, и она оправдала номинацию, но смешно, что из всех четырех балетов мне понравился только единственный неотмеченный - «Бессонница»)))

Но сначала были «Восковые Крылья» под Баха и Ко. На тот момент я еще программку прочесть не успела, никаких дат не видела. Но с первых минут не покидало ощущение нафталина, старомодности хореографии. Классическая музыка, лаконичные темные трико, какое-то концептуальное дерево, вывороченное с корнями, висит над пустой сценой, где изгибаются танцовщики. Что там надо было считать, Икара? Я, глядя на это, вдруг вспомнила фильм «Тутси» с Дастином Хоффманом и Джессикой Ланг. Вот те аэробические девушки в купальниках, та незамысловатая ясность обращения к прекрасному, простая мысль, в меру рациональная, практично-жизнерадостная, еще не окрашенная даже рефлексией 90-х… Еще возник в мыслях клип Леонтьева, из первых, перестроечных - «Все бегут-бегут-бегут, а он им светит»… Нет, никаких прямых ассоциаций, ни пластических, ни визуальных, слава богу, там не было, но принадлежность высказывания времени… Полная уверенность, что под Баха в купальниках ТАК танцевали именно тогда. И полное ощущение, что это все уже сто раз где-то было видено… Посмотрела - балет 1997 года…



"Восковые крылья"

Потом «Бессонница», 2004. Вот тут был момент проникновения. Тут, правда, появилась игра с предметами - белая стена из натянутых кусков ткани удалась. Танцовщики отбрасывали тени на эту стену, появлялись и исчезали в щелях межу простынями, как обрывки мыслей, видений, снов, которые кружатся, держат между сном и явью, не давая ни провалиться в сон, ни стряхнуть его окончательно. Визуализация считалась явно, напомнив очень узнаваемые приступы бессонницы. Хореографический язык был острее и выразительнее.



"Бессонница"

Два последних балета были те самые, за которые театру Маску уже давали. Там был чистый Моцарт, без побочных примесей и аранжировок, был - наконец-то! - живой оркестр, и были до изумления в лоб иллюстративные танцы садово-парковых скульптур в каком-нибудь Версале-Петергофе. «Маленькая Смерть», 1991. Серьезный, то есть вроде бы с философским подтекстом. Совершенная гармония музыки, совершенные тела в бежевых трико, символизирующие всякие ренессансные идеи и вот это все… Аккуратное до приторности совмещение проверенных ингредиентов, без малейшей изюминки, и в итоге - полная выхолощенность и полное отсутствие полета. Вот прямо бери - и переноси все это прямо на изысканный пленэр к удовольствию туристов в теплый сезон, как раз будет.

«Шесть танцев», 1986. Гротеск, бурлеск - комедия, короче. Тоже Моцарт, но теперь - буффонада, легкая ирония над «галантным веком», взгляд из-за ширмы туалетной комнаты. Балет, шикарный для новогодних представлений - зрители смеются над пудрой, летящей с париков танцовщиков в исподнем, над ужимками дам в неглиже, над самостоятельно двигающимися барочными платьями. Занятно, весело, легко. Все.

Оксана Кардаш была прекрасна. Вот так, в уравнивающей всех хореографии, в одинаковых костюмах, утонченная выразительность ее линий и точность движения особенно видны. Еще глаз не оторвать от Натальи Сомовой - мягкой, изящной, женственной. Георги Смилевски притягивает внимание среди мужчин - он по-прежнему - Эспада)) Но мне это понравилось.

После всего же вечера я задумалась о политике переносов балетов именитых зарубежных хореографов. С одной стороны - это прекрасно, когда есть возможность познакомиться с их творчеством вживую, тем более в качественном исполнении. С другой стороны - а не надо ли учитывать при этом срок давности спектакля?.. И что номинируется на Маску - новая строка в афише, сам факт работы с «привозным» материалом или «событийность» спектакля в культурной жизни минувшего сезона?

PS. В партере был Зеленский. А в ложе - Маша Александрова и Влад Лантратов.

Финальные фото - с фотика:



"Маленькая Смерть", "Шесть танцев"







Другие отзывы о театре

Я в Фейсбуке, в Вконтакте, в Твиттере и в Инстаграме

"Шесть танцев", отзывы, театр, ст современное искусство, балет, "Восковые крылья", искусство, "Бессоница", `т Наталья Сомова, фест Золотая Маска - 2014, "Маленькая смерть", тр МАМТ, `т Оксана Кардаш, `х Килиан

Previous post Next post
Up