Всегда было интересно, что сильнее влияет на впечатление от спектакля - талант и звездность исполнителей или сама постановка, музыка, хореография? Могут ли исполнители «вытащить» бездарный спектакль или этот спектакль утопит и звезд? На «Королях танца» я убедилась, что звезды сами по себе зрелища не делают, если им нечего танцевать. На «Онегине» я укрепилась в этом мнении.
Я невзлюбила этот спектакль, посмотрев полную запись премьеры, но так как стараюсь по записям развернутого мнения не высказывать, то делилась им только в частных разговорах. А досмотрела я его тогда с огромным трудом, потому что отторжение вызывало все - просто вообще не за что было зацепиться, что понравилось бы. Я тут даже не буду о широко обсуждаемой «клюквенности», ее бы еще стоило упоминать, если бы эта клюква была талантливо развешена, но там настолько никакущий хореографический язык, что вообще все равно, что именно изображают, так как ни одну мизансцену досмотреть без усилий над собой невозможно. У меня это все вызывало чередование скуки и раздражения. Даже финальную кульминацию - дуэт Онегина и Татьяны - я потом пыталась смотреть отдельно в записи великих танцовщиков, думала, а вдруг Смирнова мне впечатление испортила? Но нет, я даже с Макаровой не могла в себе найти ни капли отклика или хотя бы интереса.
Из всего вышесказанного понятно, что на «Онегина» в принципе я совершенно не собиралась, и подруг отговаривала . Но все же свербила мысль, что для очистки совести надо составить личное представление в театре, естественно, только под анестезией из Вишневой-Гомеса, тем более, что говорили, только они и вдыхают жизнь в этот беспомощный лубок. Мое мнение - нет, не вдыхают.
Хотя Марсело Гомес сам по себе впечатление произвел. Его харизма чувствовалась с первой минуты появления на сцене. Он разительно отличался от всех остальных персонажей всем - настроем, позой, пластикой, он был совершенно из другого мира. Интересно, что это отчасти перекликалось с пушкинской идеей несовпадения Онегина с провинциальным обществом, но на самом деле, думаю, тут дело было не в образе, созданном Марсело, а в том, что он и был сам из другой культуры. Все же гастролеров с иным менталитетом видно на сцене, как видно в толпе иностранца, просто по выражению лица, как бы он при этом не был аутентично одет. И в то время как весь спектакль существовал отдельно от Пушкина, Гомес существовал в придачу отдельно от спектакля, таким образом случайно попадая в одну из центральных красок роли. Впрочем, на этом его сходство с Онегиным заканчивалось. Подруга мне в антракте написала, что не видит Гомеса Онегиным, я ответила, что даже сходства не ищу, потому что тут сама партия сделана так, что Онегина в ней нет и в помине, так что просто наслаждаюсь Марсело самим по себе. Он вышел - интересный, нездешний, притягивающий внимание, брутальный, и полный энергии, как сжатая пружина. И так, не изменив ни единой краски, протанцевал весь спектакль. Было бы еще что-то поинтереснее, что танцевать… Не везет мне с ним, то Короли, то вот это теперь, вижу такое обещание, и - без шансов развернуться(((((((
Диана, на экспрессию которой я возлагала особые надежды, почему-то до третьего акта вообще была не видна. Может ей тоже нечего танцевать, ну что за интерес перебегать по сцене с книжкой, изображая аутизм, то просто скакать козой в сцене привлечения внимания Онегина на именинах? Она, конечно, и девочкой выразительнее многих настоящих девочек, но мне показалось, что эти краски нарочитого олененка я у нее уже и в Жизели видела, видимо изображает «наивность» она в одном ключе. Ди - дама кринолинная, и как только оный кринолин на ней оказался, все встало на свои места - там нам дали зрелой страсти и прочей бури в лучшем виде. И хотела бы я без иронии это написать, но опять же - балерина с таким даром закована в настолько ограниченную хореографию, что ей нигде, кроме финального дуэта, и дар этот развернуть негде.
Про дуэты напишу особо, так как о них впечатление отдельное. Как раз в них - в сценах сна Татьяны и финального объяснения - и проявился смысл приглашения таких виртуозных танцовщиков в этот спектакль. У меня осталось впечатление, что всю мыслимую техническую сложность хореограф сконцентрировал именно там - в стремительной череде экспрессивных поддержек. Правда, опять же не скажу, что танцевальный рисунок этих дуэтов вызвал во мне какие-то эмоции, какое-то сопереживание, но захватывающая дух акробатика в исполнении Дианы и Марсело была по-настоящему шедевральна. Я искренне любовалась идеальной слаженностью, взаимопониманием, легкостью и естественностью исполнения совершенно немыслимых наворотов. Он очень выразительный и надежный, она очень точная и экспрессивная, вместе они все делают совершенно бесшовно и безусильно - настоящий класс.
Неожиданно для меня глаз отдыхал на Кристине Кретовой, танцевавшей Ольгу. Неожиданно - потому что до сих пор я ее для себя не выделяла и ничего от нее тут не ждала. Но она была единственным человеком в спектакле, который был на месте, и у которого получился цельный, законченный и логичный образ. Во всяком случае, только она заставила вспомнить о фабуле романа)) Настолько всех красок было в меру - и легкомысленности, и игривости, и искренности, и простодушия - и станцевала она отлично, было приятно смотреть. В итоге она и тащила всю линию Ольги и Ленского, потому что Тема - Артем Овчаренко - видимо все же актерски безнадежен. Феноменальный дар - обладать выразительностью унылой бетонной тумбы. Я бы не обобщала, если бы не видела его точь в точь таким же в Пламени Парижа и в гала Светланы - полное ощущение, что юноша находится в репетиционном зале, а не на сцене. С Алиной, он правда, пособраннее был чуть-чуть, точнее пососредоточеннее, поддержки там сложные. А тут вообще можно было забыть про его существование на сцене. Что я благополучно и сделала в таком по замыслу драматичном моменте, как прощальный монолог Ленского. Смотрела-смотрела, потом вдруг поймала себя на том, что думаю о каких-то делах на завтра, ой, а он тут танцует еще…
Пятый из главных героев - Гремин Виталия Биктимирова - мне понравился. Хотя там, как и у всех, роль была картонная и вымученная, но он внес в нее необходимое достоинство и солидность. Дуэт с Татьяной в третьем действии - невыразимо долгий и тоже непростой, но хотя бы не настолько быстрый - был исполнен супружеского взаимопонимания и ощущения надежности их жизненного партнерства. И бережного отношения с его стороны. Ну и фактурен он в мундире)))
Из остального больше всего понравились диагонали пейзан и пейзанок из первого действия, помнится, была бурная дискуссия - кого изображала эта совокупность бравых парубков в косоворотках и благородных девиц в шифоне, и к единому мнению не пришли. Но проскакали они вдохновенно. Балы и прочие массовые танцы не понравились совершенно, опять же не из-за исполнителей, а из-за вторичной скучной хореографии - совершенно не читается общий рисунок, перестроения натужно-искусственные, эмоциональных акцентов нет - так, все мельтешат, создают массовость на сцене, и не более того. Музыка тоже идет отдельно от спектакля, вроде и Чайковский, и где-то по темпам и настроению должна подходить - но существует совершенно параллельно, не создавая синергию с танцем, не попадая в резонанс. Все составляющие - как будто сляпаны на коленке, как в недорогом сериале. Когда там погружаться в глубины, фабулу обозначили? - да. Костюмчики веку соответствуют? - ну вроде. Музыка про это и оттуда? - не очень, но «от создателя оригинального саундтрека» к параллельной экранизации, к тому же местного… Ну и слава богу, зрителю хватит. Мне не хватило. Зато теперь в этом сезоне в комплекте три Онегина - вахтанговский, этот и Татьяна стасиковская. Так вот, скажу я вам, что ничего я так больше не хотела во время просмотра этого спектакля, как бежать в Стасик на Татьяну - срочно заедать осадок и зализывать раны.
Похлопали достаточно, но не скажу, что ураган. На вызовы за занавес я не осталась, если они были. Поклоны поснимала, но выкладывать опять кучу сомнительного качества откровенно лень. А смотрите, какая елочка в БТ!)))
Поставила галку.
Другие отзывы о театре Я
в Фейсбуке,
в Вконтакте,
в Твиттере и
в Инстаграме