Балет без границ. Благотворительный гала-концерт Светланы Захаровой. Большой театр. 07 12 14.

Dec 08, 2014 13:54

Сложный отзыв. Даже не потому, что много артистов и номеров. Скорее, потому, что не могу найти баланс между разумом и чувствами, между бытовым и возвышенным, между сухим анализом и пронзительной эмоцией - было и то и другое, и первого так много, что есть, о чем рассказать, а второго - совсем мало, но так остро, что я приехала в слезах… Неожиданно, да…




Не могу пока ответить на вопрос о своем отношении к сборным, пардон, гала- концертам в балетном репертуаре. Наверное, зависит от того, как расставлять приоритеты: ЧТО предпочитаешь смотреть или КОГО. Если ЧТО, то, конечно, цельное, законченное произведение, с подчиненной одной идее музыкой, хореографией, оформлением, атмосферой - всегда будет лучше «лоскутного одеяла». Но разве придумаешь более удачный, чем оное «одеяло», способ познакомиться с исполнителями, которые у нас бывают только в гостях, или с хореографами, вещи которых у нас не идут? Или лишний раз взглянуть на своих любимцев? Да, тогда приходится платить за образование или любовь эклектичностью впечатлений, недостатком времени на погружение и ощущением недосказанности. Поэтому я, как девушка эмоциональная, выраженно предпочитающая попереживать по полной, предпочитала ходить на ЧТО. И только имя Светланы меня сподвигло кинуться на этот вечер, роняя тапки не глядя на программу. То есть, КТО у меня тоже все-таки есть))

[Бытовые кошмарики]Нелирическое отступление. Очень уже зла, каждый раз под впечатлением высокого искусства не пишу про это - не хочу оное впечатление портить, но на сей раз чаша просто переполнилась! Начало вечера ознаменовалось у нас скандалом в ложе. Ложа бельэтажа, не самая центральная.



Это еще до начала, все думают, что что-то увидят))) Я снимаю стоя. Если сесть, голова дамы с фотоаппаратом будет ровно посреди сцены.

Кто не в курсе - боковой бельэтаж, точнее его второй и третий ряд - это самое не соответствующее ожиданиям место в театре, из разряда «висит груша - нельзя скушать», вроде при покупке всем кажется и низко, и близко, а де факто - это стоячая скандальная куча. Напряжение там есть почти всегда, потому что те, кто не готов к суровой правде обзорности, поначалу думают, что улучшат ее себе, наезжая на окружающих. Там есть второй ряд - стулья обычной высоты на ступенечке, и есть третий - барные стулья. Так вот, не видно сидя ни тем, ни другим, и только вменяемость, доброжелательность и способность к компромиссу позволят всем передвинуться в ложе так, чтобы все видели сцену. Люди, не зря там не первые ряды настолько дешевле первого - не надевайте каблуки, вы будете на них стоять все три часа! Варианты - кто-то садится на борта, кто-то придвигает ближе барные стулья, кто-то стоит - передвижки мебели и людей всегда происходят первые минуты спектакля. Но это - если соседи вменяемые.

У нас дама из третьего ряда с ходу ультимативно потребовала второй сесть - ей не видно. Спокойные увещевания, что пусть она подождет начала - сама увидит, что это ей ничем не поможет, и решение все равно будет другое - вызвали истеричную угрозу позвать капельдинера. Вот зачем быковать? Я, к счастью, высокая, мне и сидя было неплохо, но соседки - отнюдь. Одна пыталась встать в стороне, причем дальней от сцены, то есть им из третьего ряда пришлось бы смотреть от нее, а не через нее. Нет, они были не согласны, потому что решили передвинуть стулья ровно туда, где она встала. Договороспособность - нулевая, раздраженное шипение продолжалось уже с началом спектакля, потом я обернулась на свет от открываемой двери - она таки пошла за капельдинером. Еще пять минут спустя - а я была уже полностью захвачена происходящим на сцене - сзади стали разговаривать в голос. К этому времени соседние ложи как-то уже все угнездились и перераспределились, стояли все, или стулья вперед сдвинули, и все - без разборок. У нас же привели кого-то в форме - я не разглядела в темноте, охранника или полицейского, и шли выяснения, кому сидеть, кому стоять. Сказать, что я была в бешенстве - это ничего не сказать, так они мешали и отвлекали… Потом все стихло, я не оглядывалась больше, ну их… Соседка по ложе потом сказала, что это пивной бар какой-то, а не театр. Заметила только, что на аплодисменты они не оставались - а и то, зачем? Надеялась, что ушли после первого акта, но нет, вернулись, в конце их опять сдуло раньше. А ту даму из второго ряда, с которой они ругались, я видела в антракте в сопровождении капельдинера, вполне довольную, наверное, пересадили куда… Вопрос только, когда? Все она отделение пропустила или только часть? Но она, правда, очень невысокая была, мне по плечо, ей реально сидя было вообще бессмысленно там оставаться.

Я категорически против того, чтобы наглеть и сознательно загораживать соседям обзор, но и настолько же против того, чтобы хамски распоряжаться в ложе, там так устроены места, что все будут довольны только в результате компромисса. И это надо понимать, и, как минимум, вести себя воспитанно и доброжелательно. Такова жизнь(( А кто думает, что по цене билета на автобус его повезут на лимузине, тому изначально стоит все же разориться на лимузин, а не гнобить соседей


Ну а теперь, с чистой совестью - про прекрасное. Ибо оно на тот момент действительно было настолько прекрасно, что мгновенно заставило забыть про происходящее сзади. Шла «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, та самая, поставленная на Плисецкую. Великолепно! Я ее видела вживую впервые, просто заворожило. Все - музыка, хореография, сценография - все эффектное, все - абсолютно законченное высказывание, все - сама органичность, «мое-мое». Первое из двух состоявшихся за концерт абсолютных погружений, без попыток анализа, без оценок - просто отдаться происходящему и впустить энергию. Хотя эта, греющая мне душу, энергия, шла больше от музыки, картинки, постановки, чем от исполнения - там все было хорошо, но не идеально. Синдром балетов Григоровича - столько заложено, что станцевать все некому)) Идеально было бы, если бы в исполнении было больше той графичности, четкости, остроты, той сдержанной, прорывающейся, как клинок сквозь ткань, страсти, того натянутого нерва, что заложен в самой идее этого балета. Но тут все было немного не так, все мягче, игривей, легче… Светланой я искренне любовалась. Хотя она танцевала не Кармен. Точнее - не ту Кармен Плисецкой, такого характера она показывать не стала. Острая - да, точеная - да. Роковая? Нет. В Светлане не было рока, была игра, были даже мягкость и женственность. Была сломанная кукла в руках Хозе. Не было трагедии. Все подруги потом сказали - не Кармен. Я тоже. Но меня это более чем устроило. Потому что попробуйте еще так станцевать «не Кармен», что не оторваться)))

Хозе в исполнении Дениса Родькина мне показался самым слабым звеном этого фрагмента. Я не понимаю, что происходит с Денисом. Может быть, я когда-то дала ему слишком большие авансы как ученику Цискаридзе, которым (НМЦ в смысле) искренне восхищалась, поэтому теперь разочарована? Тогда, три года назад, его было почти не видно, а вот с прошлого сезона его занятость резко возросла. Если Курбский мне еще понравился - он был просто очень молодой по характеру, но интересный, то в Корсаре - с веерами, и в Баядерке - рабом, он показался откровенно скучен. Не видела Раймонду, но после Лебединого, которым открылся сезон, восторгов в его адрес не помню. И вот - Легенда, и он - совершенно пустой мультяшный красавчик… С Хозе получилось то же самое - ординарный мальчик-красавчик, любующийся собой. Такое чувство, что он думал, только о том, достаточно ли эффектно он в каждый момент выглядит. То встряхнет копной волос, то руки картинно заломит, то изобразит страдание… Детский «прЫнц». Партнерша ему мешала, надо было от себя отвлекаться, поэтому в парных сценах он ничего не изображал вообще, был полностью занят работой. Самый удачный момент - соло, там он мог себя показать, но опять же - переигрывает. Глубины, нерва, зрелости - ничего нет. В болеро в горошек - вообще как девочка))

Вот Денис Савин в партии Тореро выглядел более мужественно. Хотя не скажу, что меня пробрало. Я почему-то, глядя на него, вспоминала Эспаду Смилевски, вот там была красота, элегантность и неотразимость! Тут все было попроще, хотя в меру брутально.

И вот тут я перехожу к самому вкусному (Александра А., приветствую!))) - Иван Михалев в роли Коррехидора (списала с программки, думала - просто офицера, посмотрела в Вики - действительно - начальственный страж порядка). Светлана, СПАСИБО ЗА ПРИГЛАШЕНИЕ МИХАЛЕВА В ПРОЕКТ!!!!!!!!! Вы удивитесь, но когда он был на сцене, я смотрела только на него. Я и сама удивилась. Все то, чего не хватало остальным - погружения в роль и в драму, отточенности, нерва, ощущения рока - все у Ивана было. Потрясающий молодой человек! Я была невероятно вдохновлена его Де Грие - он там просто раскрылся после второстепенных ролей, для меня - выстрелил, я тогда и не скрывала восторженных эпитетов. И вот теперь - опять, с полной отдачей, с таким попаданием в образ и в стиль… Так красиво. Он вообще невероятно изящен, и они фантастически гармонично смотрелись со Светланой - похожие по конституции и пластике, высокие, тонкие, графичные… Не знаю, какие тропы привели его из Стасика на эту сцену, в этот проект, но как мне хотелось бы, чтобы эти тропы стали для него как можно шире, и ходил бы он по ним как можно чаще… И вообще, если это знак, что его заметили и оценили, то я рада этому безмерно!

На этом про Кармен-Сюиту и первое отделение - все. Во втором так не растекусь, ибо поводов меньше)) А пока - понравилось весьма, я очень довольна, что это увидела. Поклоны:

[Фото с поклонов после первого отделения]


Табачницы - Виктория Якушева, Татьяна Лазарева, Ольга Резвова



Коррехидор - Иван Михалев



Кармен - Светлана Захарова



Рок - Анастасия Меськова, Тореро - Денис Савин, Кармен  - Светлана Захарова, Хозе - Денис Родькин, Коррехидор - Иван Михалев
































Итак, второе отделение. ЛО. Нет, не Лебединое Озеро, а Лоскутное Одеяло)) Первым лоскутком была сцена у балкона из «Ромео и Джульетты», Наталья Осипова и Иван Путров. Запомнилась мне только дрожью партнера всем телом в поддержках - я вообще такого не видела никогда… Про Осипову - восторгов от меня не будет, она совсем меня перестала трогать. Точнее, трогала она меня еще до ухода из БТ, я тогда ее записи до дыр засмотрела, ждала здесь, как откровения. А теперь - звезда тут, звезда танцевала в Москве - Манон и Соло - и ничего. Я отдала должное мастерству и осталась равнодушна. Сегодня эффект повторился.

Digital Love - отдельный номер Светланы Захаровой и Патрика де Бана. Контемпорари под Генделя. Обалдеть! Такое - философский гуманистичный абстракт под классическую музыку - я люблю. Де Бана, я, похоже, тоже люблю))) И уважаю за хореографию. Было очень красиво, Светлана такая женственная и чувственная, такая перетекающая в его руках - совершенство… И как ей хорошо со зрелым партнером! Это совсем другой уровень глубины, выразительности, это настолько богаче по смыслам, чем с мальчиками… Жаль, у нее такого постоянного нет…
UPD. Спасибо огромное оператору - прислал видео этого номера, положила Здесь

Па де де из Лебединого Озера - Яна Саленко и Дину Тамазлакару. Если бы не было последнего номера программы, я бы сказала, что весьма достойная классика. Сначала я думала о чем-то своем, происходящее на сцене не цепляло, тут, правда, думаю, еще сыграл фактор внезапности переключения с одного стиля на другой. В конце - оправдали, зажгли, сорвали заслуженные аплодисменты. Фуэте у Яны получилось весьма впечатляющим.

Фрагмент из «Красной Жизели» Эйфмана - Нина Змиевец и Денис Климук. Теперь есть представление об Эйфмане, а то в сентябре заломили столько, что было не подступиться. Ох, столько экспрессии! И в материале они, совершенно погруженные, никакой казенки, никакой отработки номера - все, как в последний раз… Как ураган прокатились по сцене, «прокатились» буквально, ибо прямо вдвоем и по полу, в промежутках между «прокатами» - фантастические поддержки, высокие, акробатические, на вытянутых руках, все влет, с размаху, с разбегу, только ну очень коротко. Я думала, это только начало, как первая часть в па де де, но - нет, это было все. Ощущение недосказанности.

Па де де из «Дамы с Камелиями» - Алина Кожокару и Артем Овчаренко. Черный дуэт, самый страстный. Кто бы еще Артему об этом сказал… Фантастически невыразительный молодой человек, просто эмоции дерева. Видела его в ПП - то же самое, все настолько буднично, тускло и дежурно, как будто он на репетиции… Почему он Щелкунчика-то 31 вечером танцует - за такие адовы деньги?.. Ну ладно, зато от Алины можно не отвлекаться - она того стоит. Не Светлана, ее Маргарита гораздо моложе и наивнее, но такая выразительная, такая трепетная, такая притягивающая. Весь дуэт - на ней, и она в нем купается… Алина для меня стала самой яркой из приглашенных звезд (не считая Леонида). Отдельное спасибо пианисту - Дама же под Шопена идет, просто под фортепьяно, играл Петр Чухнов, замечательно. Вызвали его на сцену - по делу.

«Два х два» - Наталья Осипова и Иван Путров. Снова контемпорари, теперь под ну очень альтернативную музыку. Осипова в своей нынешней стихии. Поддержек нет, контакта, впрочем, тоже, вся пластика - на месте, в двух квадратах, высвеченных на сцене. За это решение, и за свет - я бы убила. Во-первых, квадрат Ивана был посередине сцены, квадрат Натальи - справа в переднем углу. Типа ассиметрия. Только это был тот самый угол, которого с нашей стороны не было видно! Как я вытягивала и выгибала шею и позвоночник - я чувствовала себя помесью жирафа и кобры. Это дало прогалину между голов, в которую Наталью было видно от колен и выше… И она весь номер так и не сдвинулась с места! Понимаете чувства правой стороны зала? Но пришлось еще подключать конечности. Световое решение предполагало два квадратных луча на танцовщиков, которые едва выхватывали из черноты сцены их контуры - типа все очень загадочно и техногенно. Одновременно из этой темноты в глаза, безо всякой концепции и зауми, просто и честно, светила подсветка дирижерского пульта - самым ярким цветовым пятном во всем пространстве вообще. Музыка была не оркестровая, фонограмма, так что сам оркестр был погружен во мрак, а вот пульт… Так что я работала коброй-мутантом, с конечностями, которыми загораживала свет от пульта, чтобы хоть как-то видеть танцовщиков. Оные конечности, естественно, отсохли на весу за время номера. Номером, я, правда, все же сумела насладиться, да и давался он им гораздо легче, чем РиДж. Остался только вопрос, так ли нужна для этой хореографии классическая балетная школа?

Ну и финал-апофеоз: Па де де из «Корсара» - Светлана Захарова и Леонид Сарафанов. Вот тут это и пришло. То, от чего я приехала домой в слезах. Не могу объяснить и не могу иронизировать. Я пребывала в крайне далеком от экзальтации состоянии, сидела себе спокойно, приготовилась просто получить удовольствие от качества. Ни сюжета никакого не было, ни драмы-трагедии не случилось, да и номер-то сам радостный, праздничный… Я не понимаю. Они просто вышли и начали танцевать, я сначала подумала, какой Леонид щуплый и какая нескладная у него на голове повязка, да и цвет его костюма - бирюзовый - неожиданный, я как-то на голубой настроена была… Потом появилась Светлана - в сиреневой пачке, щедро расшитой блестками и мишурой, в короне - прекрасная, как фея из сказки… И что-то случилось. Была какая-то поддержка - и вот от этого - сиреневого в блестках на бирюзовом - вдруг повеяло таким чудом, таким восторгом, таким чувством забытого детского счастья, как от новогодних игрушек в самой лучшей сказке, когда мир так ослепительно прекрасен, и чудеса так очевидны… Знаете, в сказочных фильмах так показывают: фея взмахнула рукой - и мир становится цветным, как будто с него сдернули покрывало... У меня подкатил комок к горлу и вдруг из глаз хлынули слезы… Они танцевали, а я так и ревела, где-то в самом дальнем углу сознания билась мысль, что это последний номер, лишь бы свет подольше не включали, тут праздник, а я в таком виде, но это было так второстепенно - просто невозможно было оторваться от сцены, от них, просто до того все было измеримо словом, разумом, а сейчас - нет, это было то самое, ради чего, наверное, и существует классический балет и такие танцовщики… Еще где-то глубоко возникла мысль, что я напишу, что Сарафанов был не просто лучшим из всех партнеров тут, он был из другой лиги, он создавал чудо, которое нельзя вербализировать, можно только смотреть - и слезы будут катиться просто сами… И где это все было на Дон Кихоте в Стасике?????????? Может, накопилось много сдерживаемых чувств… Может, так хочется чуда… А может это и есть та самая - волшебная сила искусства?.. Я даже не поняла, как все быстро закончилось. То есть, конечно, разум отмечал и блистательные прыжки и вращения Леонида, и фантастическое фуэте Светланы, и даже было ясно, что оба они - в своей стихии, и сейчас - «отрываются» по полной, устроив фейерверк на сцене и осыпая искрами зал…

Я даже не хочу как-то суммировать и делать какие-то выводы. Вот такое оно получилось - лоскутное одеяло стилей, мыслей и эмоций. Просто последнее, что осталось - эта картинка блестящей сиренево-бирюзовой елочной игрушки, как воплощение такого ослепительного восторга и счастья, от которого сжимается горло. И музыка этого па де де в мозгу. В машине по пути домой я обычно включаю радио, оно мне не мешает хранить эмоции от спектакля. Но не сегодня. Я ехала в тишине, в ушах звучала музыка из Корсара, и я плакала. Наверное, для этого существует искусство.

PS. Сюда положила видео. Сразу говорю - через экран, конечно, не так действует, но что есть. Спасибо оператору!

Поклоны после второго отделения.
[Фото и видео поклонов]


Светлана Захарова и Леонид Сарафанов






Денис Климук и Нина Змиевец, Петр Чухнов, Артем Овчаренко и Алина Кожокару, Патрик де Бана, Светлана Захарова, Леонид Сарафанов, Наталья Осипова и Иван Путров, Яна Саленко и Дину Тамазлакару.

Они выходили под музыку из последнего Па де де, но за аплодисментами ее почти не было слышно. Был момент, я подумала, балконы рухнут - столько эмоций))) Сняла видео.

image Click to view





Светлана с дирижером Павлом Сорокиным













Другие отзывы о балете

Я в Фейсбуке, в Вконтакте, в Твиттере и в Инстаграме

отзывы, `т Денис Родькин, театр, балет, `т Наталья Осипова, "Кармен-сюита", `х Алонсо, искусство, `т Леонид Сарафанов, `т Иван Михалев, тр Большой театр, `т Светлана Захарова

Previous post Next post
Up