Уборка: дно

Nov 21, 2021 14:57

Итак, я была воспитана в (небезосновательном) убеждении, что приоритет порядка в доме точно ниже, чем приоритет работы и детей, и что у нормальной женщины, которая занимается работой и детьми, до порядка в доме руки не дойдут никогда.

Пока мы с Антоном жили и работали в Нске, в этом убеждении не было ничего вопиющего. Ну, как-то делили хозяйство. Готовила в основном я, прибирал почти всегда он, ну, хаотично устроенное обиталище двух научных сотрудников, эка невидаль.

Баланс покосился, когда Антон уехал работать в ЦЕРНе на британцев, и я с двумя дошкольниками поехала за ним, взяв в родном институте отпуск без содержания.

(Кстати сказать, никакой симметрией в научных карьерах мужчины и женщины тут и не пахнет. Я - специфика двух разных специальностей - защитилась раньше Антона, но подавать на постдока даже в самую интересную группу в мире мне в голову даже близко не приходило. Куда, зачем, тут муж, планы на детей и предложение работы в родном институте, какое там. А он подал, поехал и был прав, конечно.)

Из молодого специалиста из Института математики я - в глазах окружающих - превратилась в жену физика, домохозяйку.

Это было страшно. И, конечно, совершенно не способствовало тому, чтобы я вдруг умилилась и начала надраивать сантехнику. Это, знаете, только в приторных книжонках про истории успеха старательный человек старателен во всем, и через пару лет я бы могла уже давать мастер-классы по этому всему.

В реальности до чистоты и порядка в доме мне было точно меньше дела, чем до того, что же теперь делать со своей жизнью. Прямо скажем, никакого мне до них дела не было. Я пребывала в унынии, пыталась работать под двух маленьких детей (тогда казалось, что очень неэффективно), понемножку разбиралась, как устроено местное общество. Периодически - спасибо коллегам - выезжала куда-нибудь на короткие контракты по их грантам. Сделала пару хороших статей и несколько проходных. Зачем-то защитила докторскую, съездив для этого в Нск (что моей нынешней карьере, увы, не помогло). Понемногу учила язык. Взяла на себя все обязанности по общению на французском по принципу "куда деваться", Антон в результате язык учил гораздо медленнее меня.

В тоске вышивала крестиком долгими зимними вечерами. А уборка - что уборка, увлечься хозяйством в тот момент как раз выглядело бы поражением. Согласием со статусом "жены физика, домохозяйки".

Кроме всего прочего, все это время Антону продляли первый краткосрочный контракт каждый раз на год, на полтора. Никаких гарантий на будущее, никакого чувства "я здесь живу, и это надолго", подвешенное состояние.

Время от времени мыл полы и протирал пыль все еще Антон. Все прочее на съемной квартире с минимумом мебели (мы были безденежны и приехали с чемоданом на брата) постепенно приходило в упадок.

Если можно что-то считать первым шагом к чему-то, то мне страшно помогла банальная вообще-то мысль, которую передала в ЖЖ Ирина Ющенко. Она тогда переводила и пересказывала какую-то американскую книгу по организации домашнего пространства, и там было сказано явно, открытым текстом: у каждого члена семьи должна быть своя территория, на которую больше никто не суется.

Банально, но вообще-то совершенно ново для нас всех, не воспитаны мы в этом духе. Но действительно же!

И я попросила Антона больше ничего не вытирать и не перекладывать на моем рабочем столе. Да, у меня сразу был рабочий стол, еще бы у меня не было рабочего стола!

Только сейчас, кстати, я осознала, что у бабушки его так и не было - всё в патриархальном каноне. У дедушки был целый кабинет, а бабушка работать садилась то на кухне, то за сложенным столом для приема гостей.

У мамы стол был и есть, еще бы его не было - но не знаю, как сейчас, а много лет он был меньше и неудобнее, чем у папы.

А у нас с Антоном - одинакового размера столы, долго рядом стояли. Типа, прогресс.

феминизм, гендер, уборка, повседневное

Previous post Next post
Up