Несколько лет назад я отчиталась о социальном прогрессе, очевидном по стандартному женскому любовному чтиву. Ну, про то, что лет тридцать назад герой запросто мог начать знакомство с героиней с изнасилования - а сейчас просит четкого согласия, и всякое такое.
Так вот, увы и ах, вынуждена написать новую серию - о наступившем откате и регрессе.
По-видимому, после "Сумерек" и особенно "Пятидесяти оттенков серого" пришла повальная мода на какое-то черт знает что. Бесчисленное количество тупейших книжек, сюжет которых сводится примерно к следующему: я обычная девушка, на меня запал безумно богатый и властный красавец-миллионер (реже - крутой хорошо зарабатывающий мужик рабочей профессии). Он покупает мне много дорогих шмоток и не слушает отказа, кормит пончиками и не слушает отказа, решает за меня, что мне делать в жизни, и не слушает отказа, любит затейливый секс... и ладно уж, вот с сексом героине и самой отказывать не хочется. Всё. Ах нет, не все, в половине случаев он еще и откровенно жесток и готов убить, защищая своих, вот героиню, например. Такой лапочка.
То есть писательницы откровенно мечтают о роли любимого домашнего животного, а их героини не имеют другой самореализации, кроме как через статусного мужика. Описанная модель отношений - вообще-то типичнейшее начало адской истории про семейное насилие.
Почти такое, конечно, было и раньше, в наиболее трэшовом сегменте этого рынка. Но раньше типовой греческий или испанский миллионер из книжки канонически влюблялся в героиню за ее весьма условно прописанные прекрасные душевные качества - и, в свою очередь, тоже имел за душой что-нибудь, кроме миллионов и властности. У этих героев и героинь никаких таких особых душевных качеств просто нет: героини откровенно продажны, а герои абсолютно циничны и откровенно покупают героинь. Достоинства же и тех, и других измеряются в сантиметрах.
Сексуальные сцены под это всё затейливее, чем в классике жанра, но отдают каким-то каучуком. Мало эмоций, много нереалистичной анатомии, явное влияние порно, рассчитанного на мужчин. Все меньше, собственно, возможностей проассоциировать себя с героиней, потому что в реальной жизни, черт побери, женщины так себя не ведут. А если ведут, то они дебилки.
(В одном романчике, например, карьера героини - ведущей детского шоу - страдает от слитого пиратами в сеть любительского порноролика с ее участием. Мысль "черт, не стоило этого делать в нашем ханжеском обществе" героине не приходит в голову ни разу. Ну все же снимают видео про себя с бойфрендом в постели!)
Причем, елки-палки, это читают. Это пишут и издают по-английски, это увлеченно ради хобби переводят на русский.
Я сразу отмечу: "Пятьдесят оттенков серого" - это неплохая книжка-то. По сравнению с перепевами, подражаниями и фанфиками так особенно. Перепевы ужасны совершенно.
Странная это волна и печальная, в общем. Если бы речь шла только о более затейливых, чем раньше, сексуальных сценах, я была бы исключительно за. Затейливый секс, включая игры с болью и передачей контроля - милейшее дело, если по обоюдному согласию, к обоюдному удовольствию и с пониманием границ применимости. Но к затейливому сексу почему-то сплошь и рядом прилагаются мечты о круглосуточном мужском доминировании и, повторяю, фактически расчеловечивании женщины. Оно, конечно, радует, что порнушка не тот жанр, который описывал бы то, чего люди хотят для себя на самом деле. Но все равно уныло.
Оригинал поста:
http://anna-frid.dreamwidth.org/988489.html. Комментируйте тоже там. Комментариев на данный момент:
![](http://www.dreamwidth.org/tools/commentcount?user=anna_frid&ditemid=988489)
.