Новость категории "не знаешь, кому верить". Будь дело о российских делах, я бы сделала какие-то выводы из тона журналистов уважаемого издания, а тут опыта чтения между строк не хватает.
В ноябре прошлого года пресса сообщила о нападении в Марселе на пятидесятисемилетнего учителя еврейской школы. По его рассказу, его поцарапали ножом некие молодые люди с визиткой Яроша футболкой ИГИЛ, портретом Мохамеда Мера и смартфончиком, включенным на запись. Шумная история, расследование... и вот шесть месяцев условно для учителя. За заведомо ложное сообщение о преступлении. Якобы разрезы на его одежде никак не могут соответствовать царапинам на коже.
Учитель повторяет, что не лгал. Другое нападение на религиозного еврея, раненого ножом на пару месяцев позже, точно было настоящим - и, кстати, это та еще проблема для судебной системы, потому что нападавшему юному дебилу, турецкому курду, было 15 лет, и что с таким мальчегом делать, черт побери. Главный раввин Марселя (хотя должность называется по-другому, но перевода не знаю) советует единоверцам не носить кипу.
(Главный намек на справедливость полицейской версии, кстати: учитель повторяет "Да зачем бы мне это было нужно". Не верю в такую наивность. Объяснений, зачем бы это было ему нужно, можно придумать вполне достаточно.)
Общее по стране количество антисемитских и антиисламских актов в первом триместре этого года снизилось по стране на 80% по сравнению с прошлым годом - что неудивительно, потому что в январе прошлого года, как известно, были "Шарли Эбдо" и кошерный супермаркет. Детали раскладки мне неизвестны.
===
Я живу в приличном центральном районе Марселя, по случайности, отчасти иудейском. В нашем квартале синагога и хедер, в соседнем, рядом с доминиканским монастырем и площадью Эдмона Ростана - общеобразовательная еврейская школа (не та, где работал тот учитель). В хлебном отделе ближайшего супермаркета висит объявление, что с вечера четверга в продаже всегда есть халы.
Я довольно быстро натренировалась распознавать на вид не только мужчин в кипах или кепках, но и многодетных женщин в юбках и вязаных беретах. Не по лицу, естественно: лица во всем Средиземноморье почти одинаковые.
За все время я не видела вообще никаких конфликтов или напряженности по этому поводу. За исключением одного: у синагоги и еврейской школы не круглосуточно, но часто - видимо, когда внутри кто-то есть - дежурит минимум по три солдата с автоматами. Уже больше года, с того самого января.
Почти привыкли уже.