По горячим следам «козла отпущения». Четко и вполне логично сформировалось у меня объяснение явлений пассионарности личности на психосоциальном уровне. И, несмотря на то, что пассионарность в своем полном проявлении встречается довольно редко (например, во время масштабных военных действий), в повседневности нередко удается наблюдат
ь явления частичной пассионарности и ее вариаций.
В социальных науках пассионарностью принято обозначать склонность действовать, жертвовать (часто жизнью или благополучием), терпеть лишения ради других или общественного блага. В какой-то степени синонимом является «альтруизм», однако различие все же имеется. В случае альтруизма действия совершаются часто без ожиданий социального одобрения или профитов, иными словами, альтруизм - внутренняя потребность или мировоззрение/установка. Пассионарность же будет характеризоваться ожиданием определенных социальных преференций:
- Одобрение социальной группы, и, как следствие, смещение в иерархии;
- Формирование статуса;
- Способ «заработать» героическое звание, и др.
Как и в случае с «козлом отпущения» налицо нерациональная рациональность, заключающаяся в ущемлении своих интересов ради абстрактной цели или следствия в будущем. Однако, мне видится в таких действиях не социальная хитрость, а скорее результат провала конкурентной борьбы на ранних этапах. Как правило, подобные индивиды часто обладают смещением личностных качеств, характеризующихся:
- недостаток интеллекта, остроты ума, широты мышления;
- «середнячок» (отсутствие каких-либо явных достижений в молодом возрасте, сюда могут относиться учеба, спорт, отношения с противоположным полом, и т.д.);
- комплексы внешности;
- трусость (страх борьбы, поражения, и др.);
- неумение вести конфронтации/споры, заявлять о своих интересах, быстро реагировать;
- ментальная слабость;
- излишняя сентиментальность;
- неумение грамотно выстраивать манипуляции («детский вариант» в виде обид и давления на жалость в расчет брать не будем), и др.
Все вышеуказанные особенности личности часто автоматически исключают его из здоровой конкурентной борьбы, заставляя искать «обходные пути» привлечения социальных преференций. Примеривание на себя образа «романтического героя», жертвующего собой во «благо» становится именно таким выходом из заранее определенных условий. Однако, подтекстом подобной жизненной позиции является отнюдь не любовь ко всем и вся, а патологическая жажда социального авторитета и реабилитации. Пусть и посмертно. Не зря все же считается, что альтруизм - есть латентный эгоизм. Так что все мы эгоисты, друзья мои.
**Картинка найдена на просторах интернета посредством поисковых систем.