О рациональности и трансформации процессов прохождения информации вкратце упоминалось в предыдущем посте. Сегодня же меня больше интересует сама логика как процесс и результат осмысления обыденности и бытийности.
В силу того, что общество, как уже говорилось, все больше зависит от информации, каждый процесс в его границах также будет зависим от подобных информационных потоков. Бытие отдельного индивида в его классическом понимании процесс в большей степени социально-деятельностный, то и рассматривать его следует с точки зрения социальной рациональности.
Социальная рациональность, в узком смысле, если не вдаваться в подробности, есть подчинение бытия установленному образу действия, облегчающему понимание действительности при помощи ригидных суждений - стереотипов. Стереотипизация являлась во все времена «готовым решением» в вопросе реализации жизненного сценария, в связи с чем поощрялась институтами и социальной массой.
Однако, в последнее время в социально-психологической сфере все чаще приходится наблюдать две полярные тенденции: тенденция унификация жизненного сценария; и противоречащее ей возрастание количества вариаций и альтернатив развития и реализации индивидуального жизненного сценария. Обе тенденции являются вполне осознаваемыми на уровне индивидуальной рефлексии, что рождает полилогичность на основе все возрастающей новизны ментальных процессов, ранее не задействованных
в сознательной деятельности предшествующих поколений. Полярность тенденций также определяет дихотомии мышления современного человека, что является причиной так называемой трансцендентности - своеобразным «выходом» за пределы привычного сознания и суждений, передававшихся из поколения в поколение в форме архетипов. Слой людей с широким, «трансцендентным» мышлением постепенно увеличивая, хотя и встречает на пути определенную, вполне нормальную в таких случаях агрессию, исходящую от представителей мышления «традиционного».
Трансцендентное мышление можно охарактеризовать как выявление неявной, скрытой, неочевидной связи между явлениями, лежащими не только в одной, но и в абсолютно различных гносеологических плоскостях.
С точки зрения традиционного подхода к анализу логики, трансцендентность мыслительных процессов может являться причиной зарождения специфических вопросов соответствия субъективной логики логике вещей согласно принятым большинством традициям мышления. Тем не менее, возрастающее многообразие логик становится заметно с каждым новым витком общественного развития.