О школьном образовании и образованности

Oct 13, 2016 02:09

Я поняла, почему мне не близки страдания современных родителей на тему "раньше/в России/в такой-то гимназии/в прошлом веке/до революции/ваш вариант ответа образование было гораздо лучше, а вот теперь - ужас-ужас, чему детей учат (или ничему детей не учат)" и так далее.

Эта причина очень проста: я сама весьма необразованна. У меня полностью отсутствует гордость на тему "а вот как меня хорошо выучили", потому что я прекрасно знаю цену своим знаниям :)

Несмотря на то, что я - дочь трех физиков (двое из которых -физтехи), училась в одной из лучших школ Москвы, где были замечательные учителя, и училась, в общем-то, всегда прекрасно, к тому же занималась музыкой, танцами, английским, нас постоянно водили по консерваториям и музеям, к выпуску из меня выросло что выросло. На учебу мне было в среднем пофиг, меня больше интересовали книжки, спорт и потом танцы, поступила я кое-как на первый попавшийся факультет, который был ближе и идея (охрана леса :) была не противна, и с выбором профессии определилась только к 21 годам, приехав в США, где пришлось практически начинать сначала. Пробелы в образовании у меня колоссальные, вылезают они постоянно и повсюду, кругозор у меня потрясающе ограниченный, про знания, допустим, физики, математики и истории можно просто забыть, хотя я училась в матклассе, а историю вела самая любимая учительница.

Все время в школе (и еще очень долгое время после) я выезжала за счет прекрасной быстрой памяти и способности вынуть из этой памяти нужную информацию в нужный момент. Школа к этой способности не имела никакого отношения!
При этом по-настоящему я учила только то, что мне было по-настоящему интересно. Например, в свое время меня заинтересовала история декабристов. Я так увлеклась, что прочитала кучу литературы о декабристах, включая первоисточники, если б вы на тот момент спросили меня о декабристах что угодно, я вас уверяю - не оплошала бы! Зато абсолютно все цари, генсеки и прочие руководители быстро и безболезненно вылетали у меня из головы :)
Или вот в свое время я сдавала геометрию как выборочный экзамен. Умела с полпинка доказать любую теорему программы. Сейчас я вам даже толком не обьясню, что такое параллелепипед
Или, например, мне нравилась биология, или история, если речь шла не о войне. Хотя когда наша историчка, она же директриса, на тему Первой мировой войны задала нам читать Ремарка, я не могла остановиться, пока не прочитала почти все. Зато учебник не читала почти совсем. На Ремарке и построены мои знания о Первой мировой (и, надо сказать, мое мнение о любой другой войне).
Иногда мне нравилась математика. А вот физика и химия, как ни старайся - не нравилась.

Вывод: я все равно стала медсестрой :) Я прекрасно ставлю внутривенные катетеры и могу обьяснить простыми словами на уровне третьеклассника, что такое парацентез. Хотя подавала большие надежды, хехе.

Поэтому особых требований к школе у меня нет. И ожиданий тоже, если честно. Я вообще не понимаю, как можно ожидать что-то от учителя, который учит одновременно 15+ (а где и 30+) совершенно разных детей. Даже если это самый потрясающий учитель, увлеченный, получающий прекрасные деньги и имеющий достаточное количество отпуска и никаких собственных проблем :)
ИМХО, если ребенку в школе хорошо, он находит там друзей, его не обижают (и что не менее важно - он не обижает), он там учится правильно и эффективно общаться с людьми - это прекрасно. Для меня школа важна в первую очередь как место развития социальных навыков.
Если человека параллельно еще научат немного думать и-или его заинтересует что-то из предлагаемого материала - то это вообще замечательно! Это просто чудо :)

Но в конечном итоге, имхо, все дело в ребенке, в человеке, в характере, в способностях, и в какой-то мере (не знаю, в какой) во влиянии семьи на него. А еще в ИНТЕРЕСЕ и способности за этим интересом следовать, сосредоточиться на нем. Одна из главных задач школы - не отбить интерес :) Ну и предложить такой общий набор базовых знаний, откуда можно выбрать интерес. А вот ожидать, что все эти знания как-то осядут в голове того или иного ребенка, мне кажется, уже слишком :)
А вот если ребенка что-то заинтересует - все равно это именно задача семьи - развивать этот интерес, способствовать ему.

Это мнение у меня сложилось на основе собственного опыта в школе. Я понимаю, что вокруг меня много гораздо более умных и образованных людей, у которых, наверное, по праву могут быть гораздо более высокие ожидания. Может, нам просто хочется хоть немного собственной ответственности переложить на школу? А ведь не получится. Как ни крути, все на нас.

Школьное, Про учебу, Размышлялки

Previous post Next post
Up