РАЗВИВАЛКИ! Большой пост о наших занятиях :)

Nov 18, 2014 23:14

Несколько месяцев назад мне стало понятно, что мне легче как-то организоваться с занятиями с Юлей. Все-таки я в душе училка и педант :) Мне так просто проще, я люблю, когда все рассортировано и составлено в аккуратный списочек и разложено по полочкам.

Результат меня интересует мало, и я редко делаю то, что мне неинтересно. При этом мне кажется, что Юля умеет дофига всего и что она вообще супер-талант, я от нее в восторге :)

Вот решила записать тут свой план «занятий» и как мы это делаем - запись скорее в виде хода мыслей, себе на память, но вдруг кому пригодится. Занятий на самом деле никаких нет, просто стоит коробка с идеями и книжками и большая полка с материалами.

 

Почти все спорадически в течение дня и в виде игры, и пару раз в неделю я в план заглядываю и думаю, а не упускаю ли я где чего и чего нам не хватает. Еще я использую этот план, когда наступает ступор и загрязнение мозга, а также когда приступ лени.

1. Язык: кубики, аудиосказки, ролевые игры, мультики, книжки, рассказы по книжкам и картинкам, разыгрывание сценок из книжек. Даже книжки в туалете читаю не я, а какая-нибудь кукла на руку :)

А вот обучение чтению - единственная вещь, которой мы стали заниматься более или менее целенаправленно, и все потому, что я боюсь упустить, что Юля начнет читать по-английки и уже никогда не начнет по-русски. А тут мама моя вовремя приехала, очередной раз уверила меня, что я читала уже в три с половиной года и Юля ничуть не глупее :) и немедленно засела с ней слоги и слова проходить. За десять дней Юля, конечно, скакнула вперед здорово, и теперь я вдохновилась (да и жалко маминых усилий), поэтому я тоже заставляю себя 10 минут в день с Юлей поучиться читать :) тем более ей явно нравится. С утра она особенно хорошо соображает, а вот днем и к вечеру у нее как будто отключается какая-то часть мозга. Поэтому надо успевать с утра. Но вообще получается неплохо, Юля как-то незаметно осваивает слоги и читает уже пару десятков слов.


Занимаемся по кубикам Чаплыгина, и просто много-много книжек читаем. Я стараюсь всегда вспомнить книжку под каждый случай и применять оттуда примеры - ну вот снег пошел, и мы достали все зимние книжки, как-то так.





Если в книжке описано какое-то непонятное явление без картинки, пытаюсь ей нарисовать (сегодня вот рисовала долину и обрыв :) Ну и разыгрываем книжки в виде сценок, главные Юлины игрушки - это маленькие деревянные и резиновые человечки и животные на все случаи жизни.

2. Математика, окружающий мир: задачки всякие (сейчас я в полном восторге открыла для себя математику Жени Кац и мы с Юлей теперь играем в математику вообще везде). Изучаем противоположности, сортировку, счет туда-обратно, на пальчиках до пяти сложение (оттуда же у Жени Кац все идеи). Любим поиграть во что выше, дальше и пр. Или читали Свена Нурдквиста «Лиза ждет автобуса» и пошли на улицу измерять деревья, бревна и ипр.


Думаю на лестницу налепить цифры и еще какие-то игры с ними придумать, а еще классики, конечно, надо не забыть. Еще я купила Кумон, но что-то мне кажется он скучным. Лабиринты ей пока рано, а остальное мы еще не пробовали. Вообще Юля любит «цифры» и придумать ей игру в математику не сложно.

«Школа гномов», которую я выбрала из всех развивалок, идет у нас не очень, Юле не очень нравятся эти книжки, и я не настаиваю. Картинки там довольно уродские :) Но иногда что-то делаем. Зато загадки и задачки на внимание во всех жизненных ситуациях у нас идут на ура.
Настольные игры - пока практически не беремся - Юля не в состоянии осилить самые простые правила :) Хотя у нас лежат парочка - Busy Airport, Little Cooperation Game (Djeco) , пара простых игр с кубиками. А, вот идея - надо просто в кубик с ней поиграть. И надо Мемори какую-то, это ей наверняка понравится.

Любим книги для малышей из библиотеки об окружающем мире - читали там и про птиц и гнезда, и про переработку мусора, про воздух, самолеты, про сон, про строение человека и пр. Я сама из этих книг почерпнула для себя кучу информации, в этой серии, кажется, вообще про все есть! Календарь я пока не берусь делать - у Юли очевидно нет концепции времени, пять минут и пять секунд для нее - одно и то же, а про разные события она может вспоминать как в прошедшем, так и в будущем времени, т.е. события месячной давности вспоминает как сегодня, завтра или вчера запросто.
Хотя игра в часы ее очень даже интересует


Времена года отличает, но последовательность не понимает пока, может сказать, что завтра будет лето :) Зато на карте мира может показать кучу мест типа Африки, Антарктиды, России и Сент-Люсии :) т.к. у нас дома куча карт по всем стенкам развешена (я обожаю карты :), и каждый раз, как мы читаем про каких-то животных типа пингвинов или китов, я ей на карте показываю, где они живут. Знает, где живут бабушки и дедушки.

Кстати, все дети по-разному, а Юля до сих пор обожает ездить в коляске. Для нее это что-то вроде совмещенного урока на ходу - мы песни поем, повторяем что-то, ищем гнезда птиц, листья подбираем и палки, похожие на туканов, ипр :) Мне кажется, нигде мы столько нового не узнаем, как на этих прогулках. И мне плюс (я очень много хожу), и Мишке (дрыхнет он в коляске на ходу просто часами, как и Юля в его возрасте), и Юле. Мы с ней и правила дорожного движения изучаем (включая такие понятия, как лежачий полицейский и пешеходная зебра, знаки разные), считать учимся - номера почтовых ящиков, ограничители скорости и пр, и игры на внимательность (найди тыквы, флаг, надпись, гнездо и пр), и социальные всякие вопросы - про инвалидные коляски, например, обсуждали недавно, и в магазины ходим, где она учится сама выбирать продукты и платить за них, и в библиотеку заходим книжки брать и сдавать, короче, пока доходим до площадки, умудряемся кучу всего увидеть и обсудить, а я -еще и зарядку сделать.
Вот такие наши прогулки




Вот такие книги о защите окружающей среды
http://www.amightygirl.com/mighty-girl-picks/top-children-s-books-on-the-environment

http://www.amazon.com/Childrens-Books-Going-Green-Loving/lm/R2J83M34XLYE6E

Книги о разных научных концепциях для малышей :) Мы нашли вот такую неплохую серию и регулярно посещаем библиотеку с целью обновить
lets read and find out science 1 (1 - это для трех-четырехлеток, более сложные уровни там тоже есть)

http://www.amazon.com/s/ref=nb_sb_ss_i_3_13?url=search-alias%3Daps&field-keywords=lets+read+and+find+out+science+1&sprefix=lets+read+and%2Caps%2C296

Вот еще в планах у меня разные научные эксперименты, но пока руки не дошли, собираю материал :) это мне кажется необязательным вообще, т.к. Юля и так постоянно со всем экспериментирует -что в ванной тонет или плавает, что из каких материалов, с магнитами игрушечными возится и так далее. А так бабочек и божьих коровок мы выращивали уже, червей копали, листья разные собираем и пр.

Вот тут Исследовательский ум требует разодрать камыш на множество маленьких камышат :)


Регулярно устраиваем поездки на поезде до соседних городков, где можно погулять и отведать местной кухни :) Самое главное впечатление поездки, ради которого все затевается - конечно, сам поезд


Нашли червяка, изучили и закопали в саду


3. Спорт: это у нас велосипед, самокат, гимнастика и площадки.

Гимнастика у Юли раз в неделю, и еще раз в неделю мы обычно ходим в зал просто попрыгать и полазить. Вообще на гимнастику мы начали ходить просто чтобы общаться с другими детьми+учиться следовать правилам. Но гимнастика оказалась у Юли таким хитом, я даже не ожидала. Она ее ОБОЖАЕТ. И я думаю, дело в преподавателе. Она просто от нее тащится и во многом поэтому делает такие успехи. За два месяца нашего хождения в зал Юля научилась висеть на перекладине (и подпрыгивать в вис), в положении вис прижимать ноги к груди, на кольцах то же самое, кувыркаться вперед и почти назад, прыгать на трамплине по-всякому, делать опорный прыжок, лазить по шведской стенке (перехват на перекладине пока не получается, тяжелая, но она упорно пытается). Умеет делать мостик, ласточку на бревне, на брусьях ходит по нижним, держась руками за верхние, ну и вообще ловкая такая стала, ужас. Побочный эффект только есть - она теперь дома висит везде и прыгает, я боюсь, что она разобьется об кафель, когда висит на нашей барной стойке :) И очень-очень внимательно себя ведет, за два месяца прямо колоссальный скачок во внимании именно к инструкциям тренера.




Велосипед Юля освоила большой трехколесный, самокат осваивает, но медленно.


Просто долго ходить пешком не любит - начинает ныть, предпочитает в коляске или рюкзаке. Но если под это дело игру придумать, то может пару миль даже не пройти, а пробежать - вчера мы всю дорогу прятались от папы, а он нас искал, и мы его пугали, и прошли так сами целый час.
А, еще дома зарядку делаем, правда, Юлю хватает ненадолго, а потом она начинает мне мешать :) Отличная зарядка еще - погоняться с воздушным шариком по дому.

4. Музыка, танцы, артистизм.

С этим я прямо не знаю что делать. Юля такая артистичная и и музыкальная, она непрерывно поет, танцует, обожает кого-то изображать, обожает, когда кто-то кого-то изображает (у нее многие знакомые имеют клички типа «тетя-дракон» или «мальчик-медведь» в зависимости от того, кто когда кого-то изобразил). Обожает музыкальный класс в нашем зале (мы туда иногда ходим, хотя мне он порядком надоел), потому что там можно танцевать и там музыкальные инструменты.

Ей бы в кружок драмы :) но у нас тут ничего такого нет на русском. Есть балет, но физическая нагрузка там слабая, гимнастика гораздо круче и Юле нравится больше. Да и какой балет в три года :) А кроме балета и нет ничего. А из Юли прямо прет артистизм. Поэтому я стараюсь ей включать музыкальные мультфильмы, разные музыкальные стили (разные народные песни и мелодии, классику, рок, поп и пр), завели дома коробку, куда складываем музыкальные инструменты и все, что на них похоже, периодически устраиваем мини-концерты с барабанами, губной гармошкой, маракасами и кастаньетами :) Ну танцуем само собой, животных там изображаем. Еще включаю ей разные танцы - балет, модерн, народные танцы ансамбля Игоря Моисеева. Понемногу. Она просто тащится!

Из музыки и сказок самое несомненно любимое - русская народная музыка :) как ни смешно. Мы ей записали столько аудиосказок, а она слушает только все эти «коза-дереза», «коза с орехами», «Кот-серый лоб, козел да баран» и прочие частушки, прибаутки и песенки. И песенки из мультиков типа «Летучий корабль», «Кошкин дом» и пр, старых советских мультиков.

Хотя меня тошнит от ролевых игр, я пообещала себе и стараюсь хотя бы минут 15 в день целенаправленно с ней играть именно по ролям. Обычно мне так и так приходится это делать гораздо больше 15 минут (Юля играет по ролям почти все свободное время), но я это делаю не вовлеченно или просто не хочу, отмазываюсь фразами типа «угу» и «ага» и «вижу-вижу» :) Но 15 минут, оказалось, действительно имеют значение - Юля стала гораздо меньше меня доставать после этих минут концентрированной игры+у меня есть возможность впарить ей собственные сюжеты, а не только исполнять заранее отведенную себе роль :)

А что еще делать и не знаю. Пока посмотрю, как дело дальше пойдет, и если такой артистизм будет продолжаться, то уже дождемся, чтобы она по-английски заговорила, и будем какую-то театральную студию искать :)
Фоток в этом разделе нет, потому что у меня никогда не получается фотографировать ролевые игры и прочее подвижное творчество.

5. Мелкая моторика: пальчиковые игры - но их Юля не любит и до сих пор у нас они идут плохо, я иногда пытаюсь что-то подсунуть и довольно безуспешно. Сенсорные игры - у нас это песок на улице, вода и пена в ванной дома, а также наши пеллеты в печке.


Еду не переводим, терпеть этого не могу. Игры с собакой я тоже считаю сенсорными, как и обнимашки :) Лопать пузырики на упаковочной бумаге - лучшая сенсорная игра :) Так что мы не сильно извращаемся на эту тему.


Конструкторы (из всех конструкторов Юля полюбила только Wedg-its, но полюбила крепко надолго и уже пару месяцев играет в них каждый день).



Бытовые дела - стараюсь ее вовлекать, лепка (редко), поделки (из всяких отходов поделки у нас регулярно), рисование. Забавно, но с рисованием и вообще творчеством Юля отражает меня - она боится и не хочет рисовать сама. Все время либо просит меня помочь, либо сердится и бросает через пять минут. А я думала, в этом возрасте все дети обожают рисовать :)

А вот по линиям полюбила обводить и обводит с удовольствием, хотя мне всегда казалось, что в три года обводить по линиям очень рано и ни к чему. Но она как за них засела! И еще я купила на распродаже карточки Кумон, где надо обводить цифры (там многоразовые карточки, где обводишь водным фломастером), и она тоже от них тащится!



А вот сегодня произошло интересное - подобрали мольберт, который соседи выставили на выброс ( всегда хорошо прогуляться в день уборки мусора :))) Теперь она рисует на мольберте уже весь вечер! Она никогда особо не интересовалась рисованием - предпочитает танцы и ролевые игры может, мольберт ей поможет?



Акула в исполнении Юли. Сегодняшнее :) Меня при этом процессе вообще не было, а результат удивителен хотя бы потому, что обычно для Юли даже солнышко нарисовать - нелегкая задача, она боится. Наверное, я ей своим присутствием мешаю как-то самовыразиться :)



Ножницы, аппликации - это я сколько раз ни пыталась (ну может раз пять :), одно мучение, ножницами Юля учиться резать отказывается, ну может пару раз попробует и начинает с ними бегать по дому, например. Клеить ей интереснее собственные пальцы. Так что мы пока на это дело забили.
Шнуровки - играет Юля редко и не дольше пары минут, предпочитает из шнурков выдумать какую-то ролевую игру типа рыбалки :)

Зато мы любим собирать паззлы - я люблю, точнее :) и Юля как-то за мной увязалась и тоже полюбила и собирает все лучше и лучше, хотя без картинки, конечно, никак. Но мне нравится учить ее стратегии.



Иногда печем вмете печенье, готовим что-то, блинчики, например. Но кухня, прямо скажем, ребенку неинтересна :) только в качестве научного эксперимента - например, сравнить желток в сыром и вареном яйце. Или порезать ножом что-то, или поковыряться в тесте и сожрать половину.

6. Поведение: стараемся научить ее говорить по очереди, концентрироваться, не драться, не орать и не ныть и следовать правилам :) Работает это с переменным успехом, мне кажется, она просто постепенно до этого дорастает в промежутках между кризисами :) Привет французским родителям, дети которых в три года едят за столом ножом и вилкой :) У нас правило «во время еды мы сидим за столом» - одно из самых сложных. Юля просто не в состоянии сидеть на одном месте дольше пары минут. Нам непрерывно приходится ее возвращать за стол.

А вот ссылки, которыми я регулярно пользуюсь для вдохновения, но которые очень редко меня реально на что-то вдохновляют :) потому что они придуманы для родителей, которым не лень подготавливаться к чему-то, а мне лень, я люблю спонтанность.

http://uspevai-s-detmi.livejournal.com/317182.html?style=mine#cutid1
http://www.ourkids.ru/Games/KNIGA/BOOK/Doc2.htm
http://www.kokokokids.ru/2011/07/big-summer-post.html
http://fly-mama.ru/category/detskie-igry/
http://www.makeyourtoys.eu/toys.php
http://letidor.ru/articles/3_4_years/
http://taberko.livejournal.com/294437.html
Игры дома http://taberko.livejournal.com/258860.html
http://taberko.livejournal.com/264166.html
Игры на улице
http://taberko.livejournal.com/258860.html

Ссылки на научные эксперименты
http://steshka.ru/domashnie-nauchnue-eksperimenty-i-opyty-dlya-detej-s-vodoy-i-ne-tolko
http://ta-vi-ka.blogspot.com/p/blog-page_31.html
http://tivskazke.ru/simple-science/
https://www.facebook.com/www.danilova.ru/photos/a.238877706177165.60869.228816773849925/806651139399816/?type=1&permPage=1

Детское, Юля 3-4, Детские книги

Previous post Next post
Up