По книге:
Волков П. В. Разнообразие человеческих миров. Клиническая характерология
Ян Стен. Риторы в окне
1. Эпилептоид
Напряженно-авторитарный характер
Основные черты: авторитарность, прямолинейность, страстность.
Схема ядра данного характера выглядит так:
1. Дисфория и сильные влечения и инстинкты.
2. Прямолинейность мышления и чувствования.
3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
4. Тяга к власти.
Последовательность: Дисфория -> Прямолинейность -> Авторитарность -> Власть.
______________________________________
Инфантильно-ювенильные характеры.
Это люди, которые и в зрелом возрасте несут в себе черты детства и юношества.
Общая группа инфантильно-ювенильных характеров составляет континуум, на одном полюсе которого расположены холодные, расчетливые, стервозные эгоцентрики-истерики, а на другом - мягкие, безвольные, беспечные неустойчивые натуры. Всю группу объединяет душевная незрелость по типу дисгармонического инфантилизма. Как бы посредине между истериками и неустойчивыми находятся люди ювенильного склада.
Черты:
1. Яркость, красочность впечатлений.
2. Преобладают впечатления, образы, а не абстрактная аналитическая структурированная мысль.
3. Жизнь моментом. Нет серьезной тревоги о завтрашнем дне. Глаза широко открыты происходящему в данный момент. Душа целиком им захвачена.
4. Яркость воображения и фантазии.
5. Отсутствие прочного внутреннего стержня.
6. Стремление быть в центре внимания (эгоцентризм).
7. Легкая душевная холодноватость, несопереживательность другим, поглощенность собой.
8. Деятельничание (егоза).
9. Эмоционально-субъективное мышление. Все оценки существуют в луче хорошего или плохого отношения к данному человеку в данный момент. Меняется это отношение и, соответственно, меняется мнение.
10. Экспрессивная реакция на происходящее.
11. Упрямое стремление поступать по своему.
12. Высокая способность вытеснять из сознания неприятное.
В группе инфантильно-ювенильных характеров чаще встречаются лица женского пола. Вообще женщины по своей природе ближе к детству и юности. Благодаря этому женственность несет в себе живую, подвижную впечатлительность, мягкую непосредственность, преобладание чувствительного сердца над холодной логикой, легкое кокетство, стремление нравиться внешними средствами (прической, одеждой), лиричность, мечтательность.
Данная группа состоит из трех типов характера:
- истерического,
- ювенильного,
- неустойчивого.
2. Истерический характер (истероид)
Ядром данного характера является эгоцентризм на фоне дисгармонического инфантилизма. Эгоцентризм - это стремление, во многом бессознательное, во что бы то ни стало обращать на себя внимание.
Основные методы - демонстративность, театральность.
Поза (разнообразный показ себя) пронизывает все основные проявления истерического человека... Некоторые истерические люди предпочитают любое внимание, даже самое негативное, его полному отсутствию.
Отгородиться от самокритики и сдерживающих моментов внешней обстановки истерику помогает механизм вытеснения - способность не думать о чем-то неприятном, замечать в окружающей жизни одно и не замечать другое, верить, игнорируя правду, в то, во что хочется верить. Из-за наличия у истерика инфантильно-ювенильных черт механизм вытеснения работает легко и слаженно.
Литературный пример: героиня рассказа Чехова «Попрыгунья».
3. Неустойчивый характер
Основная черта: незрелость воли - когда воля следует за желаниями.
Ядром неустойчивого характера является душевная незрелость (по типу дисгармонического инфантилизма-ювенилизма) с выступающей на первый план душевной неустойчивостью, легкомыслием. Это проявляется изменчивостью переживаний, интересов, намерений, увлечений, поступков. Таким людям не дается самодисциплина, они редко доводят до конца начатое дело, отвергают длительные, скучные усилия.
4. Ювенильный характер
Ювенилы содержат в своем характере что-то от истерического и что-то от неустойчивого полюсов. В ювенилах больше позы и внутренней собранности, чем в неустойчивых, но они мягче, теплее и душевней, чем истерики.
Примеры:
Кино: Джек и Роза в фильме «Титаник»
Литература:
Фигаро
Некоторые стихи Есенина.
Песни Высоцкого, Розенбаума.
______________________________________
5. Астенический характер
Asthenia - по-латински значит слабость. Астеник - это дефензивный человек, которому свойственны раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью, чрезмерная впечатлительность, тревожная мнительность, быстрая утомляемость.
Дефензивность (defenso - оборонять, лат.) или оборонительность означает, что такие люди при встрече с жизненными трудностями не идут в агрессивную атаку, а стараются уйти, спрятаться или замыкаются в духе молчаливого протеста, также могут давать быстро истощающиеся раздражительные вспышки в кругу близких людей. Дефензивные люди, как правило, совестливы и противоположны агрессивным или лениво-безразличным людям. Дефензивному человеку присущ конфликт ранимого самолюбия и преувеличенного чувства собственной неполноценности. Такой человек в тяжкие периоды своей жизни кажется себе хуже и малозначимей большинства людей и остро страдает, так как его самолюбие не мирится с этим. Этот дефензивный конфликт является самым мучительным проявлением в жизни астенического человека, мучительнее раздражительности, нервозности, истощаемости.
______________________________________
6. Психастенический характер
Психастенику (душевно слабому, в пер. с греч.) свойственны изначальная тревога, слабое вытеснение, дефензивность, деперсонализация с блеклой чувственностью, аналитичность, реалистичность мироощущения.
Для психастеника характерно реалистическое мироощущение, но в отличие от других реалистов его изначальная тревожность, не будучи вытесненной, преломляясь дефензивностью, деперсонализацией, аналитичностью и реалистичностью, преобразуется в тревожные сомнения, прежде всего этического и ипохондрического характера, и в тревожную неуверенность по поводу адекватности своих чувств. Аналитичность выполняет компенсаторную роль по отношению к деперсонализации и блеклой чувственности.
______________________________________
7. Ананкастический (педантичный) характер
Главные черты: педантизм, практичность, пунктуальность.
Ананкастические люди часто встречаются в Германии, Северной Европе, а в России редко.
Литературный пример: Кирьяков - главный герой в рассказе Чехова "Необыкновенный".
______________________________________
8. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер
Главным в данном характере является полнокровная естественность.
Пример: Гаргантюа
______________________________________
9. Шизоидный (аутистический) характер
Ядро шизоидного характера можно представить следующим образом:
1. Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии.
2. Мягкие формы коммуникативного аутизма.
3. Заостренные переживания личностного одиночества и закрытости.
4. Психэстетическая пропорция по Э. Кречмеру.
5. Причудливо неестественное отношение к жизни с точки зрения обыденного здравого смысла, но психологически цельное, понятное, исходя из аутистических особенностей данного характера.
Итак, шизоид всегда аутистичен, часто выглядит аутичным (замкнуто-углубленным). Нередко у него недостаточно развиты навыки общения (коммуникативный аутизм). Даже те шизоиды, которые умеют внешне элегантно, раскованно общаться, в душе, как правило, ощущают горечь личностного одиночества и закрытости, "стеночку" между собой и людьми (люди ее ощущают тоже). При всей общительности они все равно остаются как-то сами по себе, не сливаясь с собеседником. Все основные особенности шизоидного характера могут быть выведены из главного в нем - аутистичности. Психопата данного характера называют шизоидом, акцентуанта - шизотимом. Все вышеописанное, только в более мягкой форме, относится и к шизотимам.
______________________________________
10. Органический характер
Органический в данном случае совсем не значит естественный, гармоничный. В клинической характерологии под органичностью имеют в виду поражение мозга.
Существо данного характера.
1. Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости.
2. Отсутствие цельного ядра характера, мозаика различных характерологических радикалов в их огрубленности.
3. Неуравновешенность со слабостью самоконтроля, двигательной расторможенностью.
4. Усиление примитивных эмоций и инстинктов, расторможенность влечений.
5. Эйфоричность настроения, благодушие. Периоды дисфорий.
6. Некритичность в общении, оценке себя, своего поведения.
7. Неряшливость, неаккуратность мышления, нередко сочетающиеся с его вязкостью.
8. Остаточные явления раннего органического поражения мозга.
9. Грубая диспластика. "Букет" телесных аномалий.
______________________________________
11. Эндокринный характер
Сущность эндокринного характера:
1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.
2. Аномальность полового чувства (с или без гомосексуальных контактов).
3. Тонкая, сложная мозаика характерологических радикалов.
4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
Их отличительной чертой является то, что в них психофизиологически не превалирует чисто мужское или женское начало. Эти начала как бы размыты, переходят друг в друга, что обусловлено особым развитием эндокринной системы. Данная особенность обусловливает аномальность полового чувства, в частности, выраженную бисексуальность или гомосексуальность, а также эндокринную диспластику: мужчина телесно может напоминать женщину, а женщина мужчину.
Другой характерной особенностью является мозаичность ядра характера, которая в отличие от органической проявляется не огрубленным, а тонким, эстетически сложным смешением разных характерологических радикалов. Чаще доминируют шизоидный и истероидный радикалы, обусловливая характерную утонченную манерность-демонстративность. Богатое характерологическое смешение плюс особое восприятие мира делают творчество таких людей волшебно-сложным, неординарным. Настоящие мужчины и женщины бывают зачарованы творчеством людей с эндокринным характером, в котором сливается восприятие мира двумя душами - мужской и женской.
Примеры: Андерсен, Чайковский, Цветаева, Моэм.
______________________________________
Типы характеров в художественной литературе:
Руднев В. П. Характерология Гиппенрейтер Ю. Б. Характер