Я тут недавно прочла и для себя законспектировала книжку "Коактивный коучинг", поскольку тема коучинга - и работы с самим собой меня уже давно и прочно интересует.
По идее, по этой книжке можно начинать работать коучем хотя бы для самого себя. Там масса полезной для этого информации.
Вот, выложу конспект, кому интересно. Это пока часть 1.
(да, прошу прощения за отсутствие внятного форматирования - неохота лишнего заморачиваться :)))
Из коактивного коучинга
1. Клиент - цельная личность, обладающая достаточными ресурсами.
2. Рассматривается вся жизнь клиента в целом.
3. Задача и цели исходят только от клиента.
4. Клиент сам знает ответы и может их найти. Задача коуча - создать благоприятную среду для этого.
5. Функция коуча - задавать вопросы, мотивировать, показывать перспективы и возможности, поддерживать и получать отчеты о результатах.
6. Ориентация на сценарий клиента. Главное - коуч ничего и никогда ему не навязывает от себя.
7. Отношения клиента и коуча приспосабливаются под тот стиль взаимодействия, который удобен клиенту.
8. Цель совместной работы - деятельность + обучение + система отчетности и отслеживание результатов.
9. Отчетность: что делать, когда делать, сколько времени на это потратить, как узнать, что желаемый результат достигнут.
10. Коуч всегда следует за тем, что клиент считает важным для себя. Коуч при этом всегда остается “за кадром”.
Отношения в пространсте коучинга.
1. Отношения являются “целенаправленными”, т.е. предназначены исключительно для удовлетворения потребностей клиента.
2. Атмосфера коучинга - это среда, в которой клиент может развиваться, меняться, делать ошибки, терпеть неудачи, двигаться дальше. Цели клиента - это личностный и профессиональный рост.
3. Первое - создание пространства, где клиент чувствует себя защищенным.
Требования:
- просторность, свобода
- конфиденциальность и доверие
- честность
4. Защищенность также создается коучем путем одобрения, безоценочного принятия, признания честности, усилий и успехов клиента.
5. Важна готовность коуча быть в доступе в оговоренные сроки, ответственность за его настрой и атмосферу коучинга.
6. Важна правдивость и откровенность коуча (но не оценка!)
7. Коучу должно быть совершенно все равно, какое направление работы выбирает для себя клиент. Важна только его самореализация, задачи и т.п.
!NB! Клиент прав в любом случае, что бы он ни делал!
Вводная сессия.
- Чего клиент может ожидать от коучинга.
- Каков будет формат отношений и отчетности.
- Правила.
- Где клиент находится, к чему хочет стремиться, какие ресурсы у него есть и какие потребуются, какие могут встретиться препятствия.
Темы вводной сессии.
- разрешение
- обнаружение
- проектирование будущего
- логистика
- средства и инструменты
1) Разрешение.
Коуч всегда и на все должен спрашивать у клиента разрешения (особенно в уязвимых точках клиента, где у него появляется сопротивление!). Он может этого не делать только если абсолютно уверен, что клиент уже понимает, что можно не согласиться / отказаться и т.п.
2) Обнаружение.
Где клиент находится в данный момент и как он туда попал.
Что побуждает его к развитию, а что мешает.
Степень его удовлетворенности в значимых областях жизни
(пример выяснить это - круг потребностей, “колесо жизни”: условия жизни, карьера-работа, деньги, здоровье, друзья и родные, близкие люди и отношения, личностный рост, отдых и развлечения)
Здесь могут быть вопросы:
- что бы вы хотили изменить
- что вы цените в…?
- что помогает вам добиваться успеха?
- что заставляет вас двигаться дальше, если вы застряли?
- как вы справляетесь с разочарованием от неудач?
+ как бы вы хотели, чтобы коуч вел себя, когда вы застряли?
Клиент должен четко понимать, что он и только он определяет роль и функции коуча + это напоминает ему, какую он сам играет роль в этих отношениях, какова его степень ответственности.
3) Проектирование будущего.
Что бы клиенту хотелось изменить?
Кем ему необходимо стать, чтобы создать новое будущее? Как он должен измениться внутренне, чтобы достичь цели?
- первоочередные цели: лучше выбрать 5-6 основных блоков, нельзя хвататься сразу за все. Написать бланк: цели и желаемый результат. Это база будущей работы.
- образ результата, итога. Это должна быть четкая, конкретная, измеримая цель.
Что должно произойти?
Когда?
Как узнать, что цель достигнута?
- мотивирующий путь. Наилучший вариант, как достичь желаемого.
- обязательства и привычки (рутины)
4) Формат и правила.
- расписание сессий
- форма и время оплаты
- действия коуча при необязательности клиента
- отношение клиента к просьбам коуча
- самостоятельная работа между сессиями
Инструменты коучинга.
- вмешательство в монолог клиента и неожиданные вопросы
- просьбы к клиенту.
на них может быть 4 ответа: а) да, я это сделаю, б) нет, я не буду этого делать, в) встречное предложение, г) время на подумать
(коуч при этом совершенно спокойно воспринимает отказ клиента)
- подготовка к возможным неудачам - как к этапам работы, урокам на будущее. Ошибки должны быть признаны и приняты, и использованы для дальнейшей работы.
- предупредить о начальном периоде эйфории и дальнейшем спаде. Обычно спад приходится на 3-8 неделю работы, поэтому стандартный срок договора работы с коучем - минимум 3 месяца.
“Саботажник”, “гремлин”
В каждом человеке есть внутренний демон, гремлин, который отвергает все перемены и жаждет сохранить прежний образ жизни, не выходя из зоны комфорта. Он приводит массу причин и оправданий, чтобы ничего не менять.
Об этом нужно упомянуть на вводной сессии.
Этот гремлин очень настойчив, убедителен и изобретателен. С клиентом лучше обсуждать его с юмором. Гремлину нет дела до общих ценностей, целей и желаний хозяина. Он хочет любыми способами сохранить статус кво и все.
Нельзя избавиться от него раз и навсегда. Можно только научить распознавать его ловушки и обходить их.
(Следует помнить, что у коуча тоже есть свой собственный гремлин!)
Результат вводной сессии.
- определение цели/целей
- формат и правила
- формулирование ожиданий.
Клиент должен четко осознавать, что несмотря на полную поддержку коуча, решать и действовать, а также нести ответственность будет только он сам, коуч здесь ни при чем. Он просто ресурс.
Умения и навыки коуча.
Слушание:
- быть рядом, слышать, интересоваться каждым словом, сопереживать, выражать сочувствие, помнить важные детали.
- внимание - как к словам, так и ко всему происходящему.
- учитывать воздействие поведения коуча на клиента во время слушания (даже полное бездействие воздействует)
- активное слушание, уточнение, получение обратной связи.
Три уровня слушания
а) поверхностное - фиксация не на собеседнике, а на себе. “Что эти слова значат для меня?”. На этом уровне обычно находится клиент.
б) фокус на собеседнике - на его словах, поведении, теле, эмоциях и т.п. Коуч работает как зеркало, абстрагируясь от собственного эго.
в) глобальное слушание - в контексте всей информации, всего происходящего, всей жизни клиента.
Дополнительные навыки:
- проговаривание - передача своих наблюдений клиенту без (!) оценки. Резюмирование сказанного. Также - отзеркаливание произнесенного, повтор.
- уточнение - комбинация слушания, вопросов и повторов. Нужно для того, чтобы помочь клиенту увидеть что-то, чего он не может сформулировать сам.
- взгляд со стороны - клиент часто тонет в деталях и несущественных подробностях, не может увидеть всю картину в целом.
- метафоры - представление ситуации в виде образов, наилучшим образом воздействует на подсознание.
- признание успехов - проговаривание достижений. Важно наблюдать за реакцией клиента, она должна двигать его вперед.
- интерпретация (не оценка!) - нельзя переходить к выводам, не озвучивая наблюдения.
“у меня такое чувство, что…”
“можно я скажу, какое у меня возникает ощущение?”
“верно ли мое предположение, что…”
“можно ли сказать, что….”
- вмешательство - иногда нужно перебить клиента и вернуть его к продуктивному обсуждению. Не тратить время на бесполезный треп (и это важно оговорить на первой же сессии - что обоим слишком ценно время сессии).
- иногда полезно “думать вслух”, сомневаться и не скрывать свою неуверенность - тогда коуч вызывает больше доверия.
- вопросы задаются “из любопытства” и никогда не содержат в себе ответ. Коуч не имеет готовых ответов, он только помогает клиенту искать их. Вопросы коуча только задают направление поиска.
- если при ответах клиента ощущается сопротивление, нужно обратить на это его внимание, в чем причина.
- вопросы должны быть эффективными, чтобы не вызывать излишнего сопротивления или гнева
не “почему?”, а “что вас подвигло на это?”
не “как вы предполагаете начать бизнес, имея так мало денег”, а “какой риск вы готовы допустить?”
- неэффективны вопросы, обращенные к третьим лицам, касающиеся излишней информации или деталей и т.п.
- чем проще и конкретнее вопрос, тем лучше:
“какого результата вы хотите добиться?”
“что именно вас пугает?”
“чего вы хотите?”
“что из этого выйдет?”
“как вы это узнаете?”
“что вам это даст?”
“в чем причина?”
“от чего тогда придется отказаться?”
- эффективными вопросами хорошо останавливать болтовню “гремлина”.
- часто наиболее эффективными являются “глупые” вопросы. От них сложнее строить интеллектуальную защиту.
“Чего вы хотите?”
“И что дальше?”
“Куда бы вы хотели отсюда попасть?”
“Что вы поняли?”
“Чему научились?”
“Что вы будете с этим делать? Когда?”
В данном случае вопрос задается не для получения информации, а чтобы его услышал клиент.
- в качестве домашнего задания даются разные упражнения. Например, “исследование жизни”. Оно может быть не связано с текущей ситуацией или целями клиента. Это вопрос, провоцирующий на размышления и самоанализ.
Например:
“что значит жить полной, насыщенной жизнью?”
“чему я сопротивляюсь?”
“что я не хочу менять?”
“как можно это делать по-другому?”
В идеале коуч должен стать “собственным” голосом внутри клиента.