Я никогда не вписывалась в понятие "нормальной" девочки. Штаны, шорты, кроссовки; верховодила мальчишками во дворе, лихо гоняла по всяким буеракам, дралась, вредничала. Косметику как класс не признавала до пятого курса, туфли и платья - до окончания вуза (умела краситься, умела носить, но инстинктивно терпеть не могла). Мои подруги не вписывались в стандарты от слова "совсем", мои друзья-парни (оба-два) намучились со мною до чертиков (один до сих пор мучается, за что ему особое спасибо). Ни один из родовых сценариев не предполагал появление избалованной принцесски на иждивении у принца (ну чего ждать от девочки, у которой мама - мичман ВМФ, одна бабушка - снайпер-смершевец, а другая - сантехник????).Самой заветной мечтой в 10 лет было стать Широй и спасать мир. И вот тут-то меня и поджидала засада.
С самого раннего детства нас окружают мультики, книги и фильмы, заточенные под мужскую социализацию. Девочки/девушки/женщины в этих произведениях на подхвате, в загоне и вообще четко делятся на святых и шлюх (например, в Дозорах Лукьяненко, где "шлюха" Алиса Донникова погибает от руки любимого светлого дебила мужчины, а святая Светлана послушно жрет все дерьмо женской гендерной социализации, которое ей скармливают автор и Антон Городецкий). Про сказки и женскую социализацию в них и без меня оды написаны, и они, увы, отнюдь не хвалебные. Поэтому мне, как женщине и феминистке, хотелось бы больше фильмов и мультиков, где женщины были бы показаны сильными, бесстрашными, компетентными, а главное - центральными фигурами. Мне и моим кузинам повезло: в нашем детстве был мультик про Ширу и сериал про Зену - королеву войнов. Я тащилась по первой, девчонки - по второй. А ведь была еще Сейлор Мун....но тут уж хорошо, что мы ее не видели - вряд ли бы нам понравилась малолетняя истеричка, огребающая от злодеев и в итоге спасаемая Такедо Маском.
Однако, новое время - новые герои. И вот тут снова засада. Марвелловский и DC мейнстрим, бессердечная сука, опять про мужиков. В серии про Мстителей Наташа Романова выполняет ту же функцию, что и Ник Фьюри: "хей-хей, ребята, смотрите, мы толерантные, у нас есть своя баба и свой негр!" Дальше - глуше: Дэдпул, Логан, Супермен, Тор, Локи (блин, объясните мне кто-нибудь, почему с этого нарца кипятком ссут?), Бэтмен, Человек-паук.....на весь Отряд Самоубийц одна Харли Квинн, на всю первую часть Стражей Галактики - одна Гамора. В седьмой части Звездных войн появляется Рей, в Изгое-один - Джин Эрсо и... все? У войны не женское лицо?
Проблема ХХ века в том, что лицо у войны, начиная с Первой мировой, становится и женским в том числе. И это больше не редкие онна-бугэйся и девушки-кшатрии, прущие танком против белых сахибов, это - части и полки, дивизии и батальоны. К ним можно относиться по-разному, но они были, есть и будут. Женщины все так же будут уходить на войну - и приходить с нее. Или нет.
Женщинам вменяют в вину, мол, какие из вас защитницы? Киндер, кирхе, кюхен, а ну брысь отседа.
Бабе подчиняться? Помнится, был у нас на одной из конференций мудак депутат нашего городского чаво-то там, пытавшийся доказать, почему женщина не может быть главой муниципального образования, а годна только быть на посылках у мужика. Или, думаете, на войне другое отношение? Ну так мемуары Е. Завалий и В. Гризодубовой вам в помощь.
Потолок женской карьеры в армии и силовых структурах - полковник. Но и того дадут, скорее всего, кабинетной леди.
Стандартная отмазка - женщины не могут руководить, у них мозги/инстинкты/жизненные сценарии (нужное подчеркнуть) под другое заточены. Под киндер, кирхе, кюхен, ага. :))) Однако наш характер, наши способности, наши стремления и желания во многом формирует наше окружение, в том числе и книги, мультики, фильмы, игры, сериалы. И если в мультиках и фильмах женщина - объект, а у войны - не женское лицо, то где взять другие сценарии и образцы поведения? В последнее время, в связи с расцветом неопатриархата в нашей стране (и перерождения гендерных стереотипов во всем мире в связи с расцветом трансгендеризма), меня этот вопрос беспокоит все сильнее и сильнее. Что я буду смотреть сама? Что я буду показывать своей дочери?
Если у меня будет дочь, кто станет её Широй? Её Зеной?
Говорят, у войны не женское лицо. Но сотни лет и в сотнях стран женщины вставали на защиту своих городов и государств, своих кланов и императоров. Женщины защищали, лечили, шли в атаку. Да, у войны не женское лицо....
.....у нее - женские глаза.
Именно эти женские глаза и показаны в "Чудо-женщине" в образе наивной, сострадательной дочери царицы амазонок Ипполиты и бога Зевса Дианы. Вообще фильм Петти Дженкинс прекрасен от и до: амазонки как сильные, смелые духом воительницы, живущие женским государством; отношение к женщине в Лондоне начала ХХ века - презрение и увереннность, что женщина может быть только прислугой мужчины (как секретарь Стива Этта Кэнди или химик генерала Людендорфа Изабель Мару); Диана, разносящая в клочки все представления об этой вспомогательной роли; мужчины, ставшие её адъютантами; и, конечно же, любовь. Любовь, которая - почти что впервые на моей памяти - дополняет основные переживания героини по поводу спасения мира от Ареса, а не затмевает их. И, несмотря на смерть Стива, можно сказать, что у фильма хеппи энд. Он - в сильном, самоутверждающемся образе Дианы, сумевшей исполнить свой долг, но не ожесточиться. Он - в нелегком выборе Стива и, даже, в самой его смерти: мы ведь знаем из мифов, что ни один союз богов с людьми не был счастливым. Он - в уверенности, что побеждает все равно милосердие и сострадание. Сильный может позволить себе быть великодушным, не так ли? Он - в том, как легко Диана делает выбор в пользу защиты этого мира в память о Стиве (и, может быть, немножечко - об отце). Он - в уверенности, что Зевс создал людей по своему образу и подобию: сильными, смелыми, милосердными и сострадательными. Даже если жизнь и Арес доказывают обратное.
У войны - женские глаза, полные милосердия, сострадания и справедливости.
Иногда милосердие приходит в виде добивающего удара, иногда - в виде протянутой руки, а иногда - в виде девочки с йо-йо.
В отличие от Чудо-женщины мультфильм "ЛедиБаг и Супер-Кот" не рекламировали на каждом углу. Я наткнулась на него случайно, когда мы с подругой искали мультики для ее дочери на зомбоящике, а потом пересмотрела дома на компьютере. Период, когда он попал мне в руки, был не самым легким в моей жизни и люто хотелось чего-то жизнеутверждающего и доброго, так как чернухи и мокрухи и так хватало. И я не разочаровалась!
На первый взгляд сюжет избит как боксерская груша: в славном городе Париже появляется суперзлодей, способный создавать других суперзлодеев, играя на их обидах и слабостях. Тогда старый мудрый мастер выбирает девушку и юношу и наделяет их суперспособностями, чтобы те могли противостоять мерзавцу. Молодые люди, естественно, влюбляются друг в друга, только он любит ее супергеройскую личность, а она - его "гражданскую". И нет, им запрещено узнавать, кто скрыт под маской супергероев.
Главная героиня клянется защищать Париж - и это вовсе не наивно и смешно.
У войны - не женское лицо, но у Афины была ее душа.
ЛедиБаг выходит на войну не потому, что жаждет славы или признания. Она идет воевать потому, что кто-то должен защищать людей. Она растет и взрослеет, узнает цену слову и горечь обиды, поражение и неразделенную (как она думает) любовь. Она вырастает и мудреет, ищет в себе доброту и прощение. Её, как и Диану, жжет несправедливость мира, но она - как и Диана - верит, что его стоит спасать.
Да, у войны - не женское лицо.
У войны - женские глаза!