Украшения и мужчины CHANEL

Oct 11, 2013 10:24



30 сентября 2013 года мне посчастливилось прослушать лекцию - моноспектакль "Загадочная Коко Шанель" в исполнении великолепного и неподражаемого Александра Васильева (Маэстро приезжал в Калининград в рамках "Балтийских сезонов").
Конечно, его оценка Габриэль Шанель, данная им в книге "Красота в изгнании" в 2008 году, и в настоящее время, скажем так, эмоционально весьма и весьма отличаются (а для себя, узнав некоторые факты из жизни Мадемуазель, я наконец-то поняла, почему я никогда не хотела и не буду покупать винтажные украшения её Модного дома лично для себя).
Но не об этом мой пост, а о том, какую роль в создании легенды "украшения Коко Шанель" сыграли талантливейшие мужчины 20-го века и как научиться отличать "настоящую" бижутерию Шанель от современных подделок...
В отличие от многих иных "домов" украшений, история COCO CHANEL может быть достаточно подробно каталогизирована по датам и темам "времена года", "дизайнеры", "годы". И именно прослеживая изменения в маркировке украшений, можно проследить историю "эпохи Мадемуазель".



Первые украшения Коко Шанель периода 20 - 40-хх годов прошлого столетия не имеют маркировки в привычном нам понимании (на обратной стороне изделий не стоит клеймо). Почему это делалось, можно только гадать. Возможно, считая украшения составной частью всего ансамбля, Мадемуазель намеренно и именно по этой причине не маркировала свои украшения (отдельно линии бижутерии не выпускались). Но, возможно, ещё и потому, что маркировка, например, длинного ожерелья из искусственного жемчуга представлялась весьма проблематичной (тэги ещё не были изобретены).  Британский Vogue в 1926 году писал о Шанель: "...она инициирует поддельные ювелирные изделия, чтобы носить их везде,  даже на пляже...".



В 1921 году Шанель впервые, наряду с одеждой,  представила в своём парижском бутике украшения (бижутерию, в нашем понимании).



В это же время Коко начинает сотрудничать с Домом Грипуа (Maison Gripoix).





Maison Gripoix для Chanel во французском Vogue, 1937 год

Украшения Gripoix для CHANEL 50 - 80-хх годов







































Вот примерно так выглядит процесс создания украшения от Грипуа:





Поль Ириб (Paul Iribe) - талантливейший художник, иллюстратор и скульптор, награждённый  в 1933 году высшей наградой Франции - Орденом Почётного Легиона, за свою работу в качестве художника - иллюстратора.
    Коко Шанель умела использовать мужчин в своих целях, иногда смешивая любовные и коммерческие отношения.



Брошь, сделанная Полем Ирибом в стиле ар деко, изумруд, бриллианты, жемчуг, сапфиры



Иллюстрации Поля Ириба

Роман Коко Шанель с Полем Ирибом существенным образом повлиял на дизайн украшений. Некоторые исследователи "творчества" Габриэль Шанель, например, Patrick Mauries, утверждают, что многие основополагающие принципы при изготовлении её украшений были установлены ещё в 1910-е годы. Так, эти принципы включали в себя использование крупных камней (и неважно, что камни были "фальшивыми"), применение декоративности с использованием новизны и разнообразия, акцентирование пропорций в украшении. Почитатели таланта Ириба отмечали наличие у него вкуса к "безудержному великолепию" в ювелирных изделиях.
Отношения между Шанель и Ирибом были хотя и весьма плодотворными, но, к сожалению, недолговечными - Поль Ириб умер в 1935 году от сердечного приступа в возрасте 52 лет в доме Шанель (имеется версия, что во время игры в теннис).

В 1932 году к Мадемуазель, имевшую уже к тому времени всемирную славу, обратилась "алмазная" компания DeBeers с интересным для обеих сторон предложением разработать и показать коллекцию ювелирных украшений (бизнес компании сильно страдал из-за мировой экономической депрессии, начавшейся в 1929 году в Америке).
Коко заручилась поддержкой Поля Ириба, и, работая вместе, они создали потрясающую коллекцию, которая была показана в течение 2-х недель в ноябре 1932 года в квартире Шанель на 29 Rue Du Fauborg - Saint Honore.
Коллекция ювелирных украшений Deamond Collection от CHANEL, как пишут, принесла DeBeers рост в 20 очков на Лондонской фондовой бирже через 2 дня после начала показа коллекции.









В этой ювелирной коллекции CHANEL присутствовали вариации на три темы - банты, звёзды и перья. При этом создавалась иллюзия отсутствия крепления драгоценных камней; бриллианты были огранены в необычные формы - треугольники, шестиугольники и трапеции; их размер варьировался от очень крупных до самых крошечных. Ювелирные украшения были сделаны, как мы сейчас бы выразились, по принципу трансформеров, т.е. ожерелья, броши и диадемы легко могли "превращаться" в браслеты и кулоны при минимальных усилиях их хозяек.
Шанель объясняла свой интерес к коллекции тем, что  в 20-х годах она делала "поддельные" украшения, "потому что они были лишены высокомерия в эпоху слишком лёгкого Luxe",  но что сейчас алмазы являются "самой большой ценностью в наименьшем объёме", и что именно  в столь трудные времена они получили своё реальное значение и стоимость (в общем, как всегда, Габриэль нужны были деньги).

Другим важным партнёром для Коко Шанель в 20 - 30-хх годах был сицилийский герцог (а, как мы знаем, Мадемуазель очень любила сотрудников с "титулами") Фулько ди Вердура (Fulko di Verdura).







Считается, что вклад герцога - "ювелира" в фирменный стиль CHANEL состоит во включении мотивов мальтийских крестов в украшения и в использовании массивных камней в густо эмалированных частях украшений, особенно - браслетов. В 1934 году Fulco di Verdura переехал в Лос - Анджелес, чтобы присоединиться к ювелирному бизнесу своего друга, а затем переехал в Нью - Йорк в 1937 году, чтобы открыть собственную фирму.



Коко за работой, 1938 год

С октября 1939 года и до 1954 года под маркой CHANEL одежда и украшения не выпускались (хотя имеется мнение, что французский "стеклянный" дом ROUSSELET делал жемчужные сотуары для продажи в бутиках Коко в Париже между 1948-м и 1952-м годами).
НО! есть один очень интересный момент в истории маркировки бижутерии CHANEL - в 40-е годы прошлого столетия одна предприимчивая американская компания CHANEL NOVELTY COMPANY (в последствии изменившая своё наименование на Reinad) стала выпускать бижутерию, маркируя её словом CHANEL.
Неукротимая Мадемуазель, хотя и закрывшая двери своих магазинов, но никому и никогда не продававшая своё имя, подала на "Шанель - Новинку" в суд и выиграла спор!
В настоящее время украшения того времени со "спорной" маркировкой, не являясь оригинальными творениями Дома CHANEL, всё же имеют неоспоримую ценность в глазах коллекционеров, так как олицетворяют собой значительное и бурное время в истории CHANEL.

В 1954 году Мадемуазель, которой было уже за шестьдесят, вновь открывает двери своего бутика на 31 Рю Камбон (по этому поводу Александр Васильев рассказывал следующее - к Шанель явились американские братья Вертхаймеры, которым принадлежало 90% дохода от продажи духов CHANEL №5, и потребовали от Коко что-то придумать, в противном случае пригрозили вообще не выплачивать ей "жалкие" 10% от продаж. Шанель возмутилась в ответ, сказав, что в войну они ей вообще ничего не платили и, в свою очередь, потребовала 9 миллионов долларов за "вынужденный" простой. Видимо, от такой наглости братьям ничего не оставалось, как выплатить "красотке" требуемую сумму. Вот с помощью этих-то денег Коко и вернулась в модный бизнес, тем более что её злейшая конкурентка Скьяпарелли "вышла на пенсию").
Коко самолично стала составлять украшения, по-прежнему не маркируя их.




Примерно в 1954 году ювелир Роберт Гуссенз начал сотрудничать с CHANEL (через своего работодателя DeGorse), разрабатывая дизайн для украшений модного дома. Став в 1960-м году главным дизайнером украшений дома CHANEL, он внёс собственный вклад в "стиль Шанель" - ожерелья в виде чёток, длинные цепи с искусственным жемчугом и бисером, стеклянные кабошоны pate de verre, прообразами которых были англо - саксонские пряжки, огромные броши - стилизации мальтийских крестов.

Вот с этого-то времени появилась официальная маркировка украшений CHANEL в виде штампа со словом CHANEL или тем же штампом CHANEL с тремя маленькими звёздочками снизу. Доподлинно не известно, по какому принципу ставились такие клейма на украшения, но именно так маркировалась бижутерия CHANEL вплоть до 1971 года - года смерти Мадемуазель.







Крест-ожерелье, 1950-е, Гуссенз, современная цена от 12500 долларов



Позолоченная брошь со стразами и искусственным жемчугом, 60-е годы, Гуссенз, цена от 4800 долларов



Колье - змея, Гуссенз, 60-е, современная цена от 16500 долларов



"Византийская" брошь, Гуссенз, 1956 год, от 12500 долларов





"Византийское" ожерелье 1954 год, Гуссенз, переиздано в 1971 году

С 1971 по 1980 годы компания CHANEL (к тому времени уже полностью перешедшая во владение к братьям - американцам Вертхаймерам) изготавливала и продавала точные репродукции "прижизненных" украшений Коко.
Маркировка на украшениях претерпела ряд изменений, так, на обратной стороне украшений по-прежнему ставилось имя CHANEL, но оно заключалось в круг (очень редко - в овал) с одновременным проставлением знаков авторского права и символом регистрации товарного знака в левом и правом верхних "углах" круга. В нижней части круга выбивалась фраза "MADE IN FRANCE", а между CHANEL и MADE IN FRANCE ставился логотип дома CHANEL в виде скрещённых букв СС ("присвоенных" Коко с церковных витражей 16-го века).






Ожерелья также маркировались, но весьма оригинальным способом - на одно из звеньев припаивалась согнутая пополам круглая (или полукруглая) пластина, на которой были выбиты все "шанелевские" маркировки.



Пришедший в CHANEL 1983 году Карл Лагерфельд (он же "Кайзер Карл") первоначально был злобно обвинён в модернизации и переосмыслении классического стиля CHANEL, хотя, по прошествии некоторого времени было признано, что брэнд CHANEL обрёл "второе" дыхание.
С 1980-го года маркировка на украшениях CHANEL была изменена - фраза "MADE IN FRANCE" была удалена, вместо неё ставился знак авторского права и год выпуска украшения.







С 1986 по 1992 год главным дизайнером украшений CHANEL становится Виктуар де Кастеллан, представившая новый вариант маркировки украшений Дома - круглая пластина была заменена на овальную, знаки авторского права и зарегистрированного товарного знака стали ставиться непосредственно возле слова CHANEL слева и справа, в центре пластины помещался логитип "CC", по обе стороны от логотипа указывались сезоны CHANEL (например, если это был 23-й сезон, то ставились цифры 2 и 3 возле "CC"; а всего таких сезонов было 29-ть). Фраза "MADE IN FRANCE" также была возвращена в нижнюю часть пластины.






С 1993 года и до настоящего времени украшения CHANEL маркируются следующим образом - указание на сезоны упразднено, на их месте слева от логотипа "CC" ставятся две последние цифры года выпуска украшения и справа от логотипа - буквы "А" или "Р" ("а" - от английского написания слова "осень", "р" - от английского "printemps", осень), реже можно увидеть "С" на украшениях для круизных коллекций или "V" - для летних.
Маркировка может выглядеть и как штамп на изделии, либо ставиться и на припаянной пластине (чаще всего на ожерельях), на браслетах обычно имеются тэги с маркировкой.






При этом фраза "MADE IN FRANCE" с 1998 года всё реже встречается, так как производство украшений частично перенесено в Италию и, соответственно, ставится "MADE IN ITALY".

В настоящее время украшения брэнда СHANEL часто подделываются (например, вешается оригинальный тэг на современную репродукцию украшения, что повышает стоимость подделки в несколько раз; как ещё один пример - вклеивается настоящая пуговица CHANEL (без ножки) в центр броши, по стилю схожей с CHANEL, и в результате продавец "снимает сливки" в несколько тысяч долларов), поэтому очень важно перед покупкой украшения от CHANEL смотреть не только на наличие маркировки, но и на общее состояние вещи, так как её настоящий возраст "выдают" непреднамеренные потёртости позолоты, царапины и наличие патины. Непременно стоит  оценивать дизайн всего изделия в целом, а также сопоставлять отдельные части украшения между собой.

На мой взгляд, украшения Мадемуазель стали столь популярны благодаря тому, что она являлась их "ходячей" рекламой на всём протяжении её долгой жизни.





































Шанель в 30-е годы с леди Абди




С Сержем Лифарём




И, напоследок, предлагаю полюбоваться ещё несколькими работами всемирно известного брэнда CHANEL.


































Источники фото и информации:
http://douglasrosindecorativearts.wordpress.com/2012/08/15/dating-chanel-a-guide-to-chanel-jewelry-date-marks/

http://www.milkywayjewels.com/chanel_jewelry.html

http://antiques.about.com/od/markssignatures/tp/Chanel-Costume-Jewelry-Marks.htm

http://www.milkywayjewels.com/chanel_jewelry.html

http://ourbiglove.ru/directory/coco-chanel-ukrasheniya-kak-simvol-svobody/

http://www.chanel.com/ru_RU/%D0%AE%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F/1932
%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B#БРАСЛЕТ-1932-ИЗ-ЖЕЛТОГО-ЗОЛОТА-18-КАРАТ-J10064


история винтажных украшений, chanel

Previous post Next post
Up