В библиотеке наткнулась на сборник стихов
Вячеслава Лейкина "Привет от носорога" про школу и школьные “радости”, прочитала и расстроилась, потому что всё это было бы смешно, когда бы ни было так грустно. Автор пишет стихи легко и задорно, к ним нет никаких претензий, но школьная тема навеяла невесёлые мысли...
Одно из первых стихотворений сборника “Мнимый больной” начинается с намека:
“Уроки странным свойством обладают:
не раздражают, но надоедают."
И мы в общем-то понимаем, что герой несколько смягчает ситуацию, на самом деле, вполне себе даже и раздражают, раз он готов прикинуться больным, лишь бы не ходить в школу - и это всем нам хорошо известно из нашего детства.
Впрочем, в следующем же стихотворении “В последний раз” герой уже открытым текстом жалуется:
“Жизнь пригнула, словно гнома. Кроме школы - ни-ку-да!
Всё! пора бежать из дома. И сбегу! И навсегда!"
Потому что невозможно, от зари и до зари,
Слушать: “Тихо! Осторожно! Не дури! Не рви! Не ври!
Так везде и ждут подвоха, запретят любой пустяк.
Что ни сделал, стонут “Плохо!”. Шаг шагнул - кричат: “Не так!"
И к учёбе непригоден, и в семье со мной беда -
Всё! Отмучился. Свободен. Ухожу! И навсегда!"
Вы понимаете? Ребёнка так замучали уже, ему уже так невыносимо в школе, что он готов из дома сбежать, лишь бы туда не ходить! Читаю и мне совсем не смешно, мне очень ЖАЛКО бедных детей, с которыми именно это происходит: постоянные упрёки, недовольство, запреты, критика. Если в дошкольном детстве это ещё не так чувствуется, разве что на детской площадке запретят лишний раз побегать или побузить с другом, то с началом учёбы ребёнка лишают всякого права на свободу и сочувствие.
А в четверостишье под названием “Зачем" отражено всё отношение школьников к тому, что им преподают в школе:
"Весь день меня сомнение буравило:
Зачем, чудак, учил я это правило?
Зачем я разобрался в этом правиле?
Пятерку всё равно мне не поставили."
Тут собственно все про мотивацию и про то, как внутренняя мотивация, истинный интерес и любопытство заменяются внешней - оценками, похвалой и прочими “умницами”. Если темы не будет на контрольной - то зачем её учить? Если не спросят, зачем понимать? Если предмет по выбору, то никто не выберет. Именно такое отношение взращивается в школе, и автору большое спасибо, что привлёк к этому внимание (может быть, и ненароком, и не с того угла, с которого вижу я).
Или вот еще весёленькие стишки про то, как школьники любят школу:
“Жизнь для меня кромешным стала адом:
Нам задают ужасно много на дом.
А если дома вовсе не бывать,
Куда они мне будут задавать?"
Кромешным адом! И действительно, чем ещё, когда ты на 11 лет перестаешь сам себе принадлежать...
Ну, и отдельный стишок о корректности учителей:
" Учитель пения сказал довольно сухо:
- должно быть, мишка наступил тебе на ухо."
Ребенок, конечно, отшутится:
“Мне это слышать очень было тяжко.
ведь наступил на самом деле Сашка.”
Но вот внутри у него останется установка - учитель пения сказал, что я петь не умею. И это учитель - человек, который по долгу своей профессии должен сделать всё, чтобы раскрывать потенциал каждого ребёнка, а не навязывать ему дополнительные комплексы.
Рассказы и стихи не на школьную тему понравились много больше, особенно замечательный рассказ “Ель обыкновенная”, вот
здесь его можно прочитать.
А за детей грустно и обидно, как парте из стихотворения “Школа спит":
“Стонет парта у окна: - Мне сегодня не до сна.
Мой мой ушел с нечестной тройкой. Жутко жалко пацана."
Да, жутко жалко.