Продолжим виртуальную экскурсию по миланскому Дуомо? Прошлый рассказ о том, при чем тут Дьявол, читайте по
ссылке.
Итак, это известно лишь немногим миланцам, а уж туристам - и того меньше. Один из символов Милана, статуя Мадонны, расположенная на самом высоком шпиле кафедрального сбора Дуомо и любовно называемая в народе Мадоннина, на протяжении десятилетий диктовала - и диктует до сих пор! - высоту новых, строящихся в городе зданий.
Вот как было дело.
1774 год выдался для работников Фабрики Дуомо - так называли фабрику, построенную в 1387 году исключительно для обеспечения сторительных нужд строящегося городского кафедрального собора, - особенно напряженным: в этом году на самом высоком из расположенных на крыше Дуомо 135 шпилей воодрузили статую Мадонны высотой 4 метра 16 сантиметров. С той самой поры и с высоты своих 108,5 метров Мадоннина охраняет спокойствие Милана и его обитателей.
Однако, невольным «препятствием» роста Милана ввысь, простите меня за каламбур, статуя Мадонны стала при Муссолини, ведь декрет, согласно которому ни одно здание не должно превосходить по высоте Мадоннину, - именно его авторства. Правда, причины такого поступка неизвестны истории до сих пор. Вот вам и тоталитарный режим по-итальянски: под ручку со «святой» матерью-церковью.
Но лишь спустя несколько лет архитекторы Джо Понти, Кьоди и Феррари бросают вызов Мадонне и декрету Дуче, ведь город страстно желает заполучить международную выставку Декоративного и Современного Индустриального искусства. Наши три архитектора выступают соавторами амбициозного проекта Torre del Parco, Парковой Башни (сегодня именумой Торре Бранка, Башней Бранка, по названию компании Fernet Branca, которая ее восстановила). Башня представляет собой монументальную алюминиевую структуру, на верхушке которой располагается панорамная площадка с захватывающим душу видом на Милан. Масштабный проект, по правительственному распоряжению, останавливается... на высоте 108 метров, не достав до Мадонинны всего лишь пятьдесят сантиметров.
А затем и вовсе сворачиватся - я о проекте. Милан оказывается заложником Второй Мировой Войны, во время которой бомбежки полностью уничтожают некоторые городские кварталы.
И только в пятидесяты годы Милан снова устремляется ввысь: архитекторы Лодовико Бельджойозо, Энрико Перессути и Эрнесто Натан Роджерс проектируют открытую в 1958 году Башню Веласка, Torre Vellasca, увенчанный, словно гриб-боровик шляпкой, массивный параллелипипед из цемента высотой 26 этажей (106 метров).
Несмотря на то, что форма небоскреба не только не случайна, а была разработана специально, чтобы лучше вписаться во во многом средневековую архитектуру, характерную для этой части города, башня и миланцам, и итальянцам вообще до сих пор поперек горла. «Страшилище» - это, пожалуй, одно из самых ласковых эпитетов, которыми награждают эту причудливую конструкцию, которую я вижу каждый день по дороге на работу: окна моего офиса смотрят аккурат на башню.
Новый небоскреб не только возвысился на Мадонниной физически, превзойдя ее в высоте (огромная башня из цемента, мрамора и алюминия стремится ввысь всеми 127,1 метрами), но и попрал ее авторитет в качестве непреходящего символа города. На то есть объясение: дело в том, что уже тогда Милан, промышленная столица Италии, в одиночку обеспечивала 12% ВНП - а небоскреб отдавал должное экономической мощи города.
Итак, Пиреллоне стал вторым по высоте сооружением в Европе, уступив лишь лондонской Canary Wharf, и одинадцатым во всем мире. Миланцы были в восторге. А один местный писатель даже назвал небоскреб «вертикальной сказкой».
Несмотря на то, что фашизм стараются из-за всех сил забыть, городской совет все равно проложает следовать тому самому распоряжению Дуче, а кардинал Монтини напоминает, что ни одно новое здание не должно вознестись над Мадонниной.
И что вы думаете?! В 1960 году без шумы и пыли без помпы и громких церемоний на крышу Пиреллоне ... воодружают 85-сантиметровую копию знаменитой статуи.
Мадонна продолжает следить за распростертым у ее ног городом с самой высокой точки Милана.