Входя в Базилику Святого Евсторгия (итал. Basilica di Sant'Eustorgio) в Милане сразу замечаешь целый звездопад восьмиконечных звезд. Полярная звезда - это алхимический символ, который ассоциируется с центром, полюсом, духовным центром мира; такие звезды - часть эзотерической традиции и до сих пор используются для обозначения кардинальных точек, стран света (так называемая «Роза ветров», rosa dei venti). А еще, восьмиконечная звезда - это та самая, которая привела королей волхвов, I Re Magi, к месту, где родился младенец Иисус. А в базилике Святого Евсторгия их такое множество, потому что именно здесь и покоятся волхвы.
И сюда 6 января, в день Богоявления (Святой Эпифании), от Дуомо отправляется шествие волхвов, красочная процессия в исторических костюмах, в которой может принять участие ... практически каждый желающий!
Вот как было дело:
Первые сведения о захоронениях волхвов восходят к периоду, когда Елена, мать императора Константина, прибыла в 326 году в Иерусалим, где вместе с реликвией истинного креста она обнаружила и останки волхвов - и решила перевести их в Константинополь.
До нас дошла легенда, повествующая о епископе Евсторгии, который где-то между IV и VII веками якобы перевез останки волхвов далее в Милан (на самом деле они были переданы городу в дар крестоносцами; да и Милан тогда именовался Медиоланумом - но это детали :)). Точная дата нам неизвестна, поскольку в Милане примерно в этот период было два епископа с одинаковым именем. Однако, по всей видимости, в данном случае имелся в виду первый, грек, отправленный в Милан из Константинополя, следуя желанию паствы, которая желала видеть своим епископом именно его. Опять-таки, по легенде, будущий епископы перевозил мощи волхвов в повозке, запряженной двумя коровами. Во время путешествия на караван напал волк и задрал одну из коров - но епископу удалось не только успокоить дикого зверя, но и впрясть в повозку вместо павшей коровы…
По мере приближения к пункту назначения, повозка становится все более тяжелой и массивной - настолько, что даже не проходила в миланскую Porta Ticinese. Тогда епископ принял неожиданное решение - заложить церковь на подступах к городу, как раз там, где остановилась повозка и поместить там мощи Мельхиора, Каспара и Бальтазара (которых, кстати, миланцы потом «перекрестили» в Дионисия, Рустика и Елеутерия). Сказано - сделано: церковь возвели - и там же, в построенной им церкви, после смерти епископа миланцы разместили и его останки и назвали церковь в его честь.
А реликвии волхвов были на какое-то время забыты всеми. Вновь обнаружили их только в 1158 году, во время работ по укреплению обороны города. Мощи волхвов перенесли в церковь Святого Георгия, расположенную на современной улице Торино, via Torino.
А в 1162 году Фридрих I, по прозвищу Барбаросса (Красная Борода), после двухгодичной осады сравнял Милан с землей - а ценные реликвии, по свидетельствам очевидцев, находившиеся тогда в прекрасном состоянии, включая и волосы, и фрагменты кожи, и соответствующие возрастам 15, 30 и 60 лет, архиепископом Ринальдо ди Дассеном, Rinaldo di Dassen, были перевезены в Кельн, который Фридрих желал превратить в новый центр паломничества.
Этот самый Ринальдо покинул Милан 10 июня 1164 года и прибыл в Кельн 23 июня (или июля, тоже неясно) того же года. Множество церквей в современных Италии, Франции, Швейцарии и Германии, пролегавших на пути архиепископа, могут похвастаться тем, что имели честь принять у себя это «паломничество». Им же в качестве ценного дара за гостеприимство были оставлены фрагменты мощей. Более того, свидетельства того, что через эти места когда-то проходил караван, перевозящий мощи волхвов, носят и многочисленные траттории, гостиницы и постоялые дворы с говорящими названиями «у трех царей», «у трех корон», «у звезды».
В Кельне ценные реликвии (точнее, то, что от них осталось) были помещены в специально сооруженную золоченую раку из серебра в церкви Святого Петра.
С развитием культа поклонения волхвам, особенно заметном в странах Северной Европы (неслучайно здесь на домах можно часто увидеть инициалы C.M.B. - Caspar, Melchior, Balthasar - для защиты семей), в 1249 году церковь Святого Петра перестроили в великолепный готический собор, который сейчас нам известен как Кельнский.
Но и в Милане традиция поклонения волхвам вовсе не канула в лету. Здесь, в 1336 году во время правления Аццоне Висконти, Azzone Visconti, проводили конную процессию волхвов, за которой следовали всяческие экзотические животные, особенно, обезьяны. Шествие отправлялось от главной доминиканской святыни, первым пунктом был храм Святого Лоренцо, San Lorenzo, где разыгрывали сцену посещения царя Ирода, затем - церковь Святого Евсторгия, где происходило Поклонение Божественному Младенцу, а через Porta Romana караван покидал город.
Но миланцы, тем временем, начали добиваться возвращения реликвий в свой город, не желая более довольствоваться золотым медальоном, изготовленным - опять-таки, по легенде - из золота, преподнесённого волхвами в дар младенцу Христу, и выставляемым в день Святой Эпифании (Богоявления) в церкви Святого Евсторгия рядом с пустующим саркофагом. К сожалению, ни Людовико иль Моро в 1494 году, ни Алессандро VI, ни Филиппо, королю Испании, ни Пио IV, ни Григорию XIII, ни Федерико Борромео не удалось добиться возвращения реликвий обратно в Милан.
Лишь в двадцатом веке удалось добиться возврата, и то лишь частичного, того, что было вывезено из Милана: в день Богоявления в 1904 году кардинал Феррони, архиепископ Милана, торжественно разместил некоторые фрагменты костей волхвов (две малоберцовые кости, одну большеберцовую кость и один позвонок) в церкви Святого Евсторгия. Эти мощи были переданы Милану архиепископом Кельна Фишером. Мощи разместили в бронзовой урне рядом с пустующим саркофагом с надписью Sepulcrum Trium Magorum (гробница Трех Волхвов).
В 1962 году в Милане возобновились торжественные шествия 6 января от Дуомо до
церкви Святого Евсторгия. Участвовать могут все желающие, нужно только заранее оповестить о своем желании принять участие в шествии служащих в церкви Святого Евсторгия: а сделать это можно по окончанию одиннадцатичасовой воскресной мессы. Обычно заявки принимают в последние воскресенья декабря, а количество свободных мест зависит от наличия костюмов. И, конечно, стоит не забывать, что это все-таки не карнавал, а религиозное, хоть и весьма живописное, шествие.