Любимовка-2010

Sep 18, 2010 19:33

Благодаря титаническому труду Юры kibirovа у меня включился компьютер. Месяц скитаний по кафемаксам закончился - могу теперь не только почту проверять, но и в жж что-то писать-читать. Ура!

Первый пост будет, конечно, про Любимовку (4-12 сентября). Почти три дня вынуждена была пропустить. Вот мой рейтинг того, что видела. Рейтинг именно пьес (текстов), но про читки (постановки) говорить тоже буду.

ЛУЧШЕЕ:

1. "Он пропал без вести" Ярославы Пулинович в читке Марата Гацалова
Здесь даже сложно было отделить текст Ярославы от фееричной читки Марата. Т.е. возможно есть и его заслуга в том, что я безоговорочно отдаю первое место этой пьесе. Чтобы проверить, надо читать. Живут в шикарном доме как на прекрасном необитаемом острове 24-летняя девушка, не знающая даже, где лежит её паспорт (читала роль Дарья Екамасова), и её брат Глеб, меняющий 7-10000$-х девушек (резиновых, но очень естественных и высокотехнологичных) как перчатки. И вот однажды их папа не вернулся домой, стало быть, пропал. У ребят вдруг появилась острая потребность в человеческом контакте, но друг с другом общаться не выходило: девушка, чтобы с кем-то поговорить, устроилась гамбургером-промоутером в Макдональдс, а парень ходил по квартирам, притворяясь, что проводит опрос населения, и даже платил людям за участие деньги. Также их отца разыскивала компания суицидников, у которых он вел группу психологической поддержки. Но отец (=Бог) всех бросил, и это неминуемо ведет к трагедии.
Читку те, кому не хватило стульев, смотрели на разбросанных по полу маленьких голубых подушках из IKEA. Тем, кто на них сидел, они по заявлению режиссера достались в подарок. Но воспользовалась возможностью утащить подушку домой, похоже, только я. И уже вечером, идя с подушкой в руках к метро, встретила тусующую возле кабака компанию, в т.ч. Я. Пулинович и М. Гацалова. Они мне нарисовали помадой на подушке какие-то картинки (Ярослава - человечка, Марат на другой стороне - Микки-Мауса) и подписались. Такой вот получился сувенир с Любимовки. Теперь сын на нем спит.

2. "Язычники" Анны Яблонской в читке Ольги Лысак
Обычно мне нравятся читки Ольги, но в этот раз меня очень раздражало, что актеры играют ругань во весь голос (= просто орут), что много ходят и делают очень много действий вместо того, чтобы читать ремарки (может быть, это было необходимо, так как ремарок много, но получилась не читка, а экспресс-театр, что не внушает доверия). В середине читки я уже перестала обращать на это внимание (или читка стала лучше или сильная пьеса взяла своё) и в какой-то момент даже прослезилась (впервые на Любимовке). Здесь исследуется вопрос веры, в очень широком смысле. Валера Печейкин сказал даже, что пьеса антипровославная, но ничего этого нет и в помине. Наоборот - пьеса вероутверждающая, хоть здесь и высмеиваются некоторые формальные устои церкви, бездумный фанатизм и потребительское отношение к Богу (ты мне - я тебе). Несколько лишним показался финал, где все герои в форме монолога рассказывают, как после всего случившегося изменилась их жизнь. С одной стороны после развязки необходимо было дать зрителю какое-то время прийти в себя, хорошо, что резко не оборвали, но с другой - слишком лобовой прием. Правда, после кульминации внутренний критик отключается напрочь и вполне можно послушать эти монологи, порадоваться за героев. Вобщем, одно из сильнейших впечатлений Любимовки. Если вернуться к читке, то очень порадовала актерская работа Наташи Терешковой из сериала "Школа". На этой Любимовке видела её аж в трех читках (ещё в "Шуме" и "Алкогольных новеллах") - в клане Дока прибыло.

3. "Развалины" Юрия Клавдиева в читке Олеси Невмержицкой
Блокада Ленинграда. Две семьи соседей. Бабка Развалина кормит троих детей (собственный ребенок и двое внуков) мясом, у них много сил и энергии, а интеллигенту Неверину дочку кормить нечем, с Развалинами он ей общаться запрещает, и она ходит, придерживаясь за дверные косяки, чтобы не упасть. В первом варианте пьесы, который был по ошибке прочитан на Любимовке, мясо, которое едят Развалины, - собачье, в окончательном, который мы не слышали, - человеческое (с трупов срезали ягодицы, чтобы прокормиться, - реальный факт). В первом варианте наши симпатии явно на стороне Развалины, думающей о собственных детях больше, чем о собаках. Второй вариант - острее. Уже не знаешь, как бы поступил во время голода ты. Автор хочет понять, возможно ли сохранение внутренних устоев и принципов, независимо от внешних обстоятельств. Показывает, что да - возможно, но выглядит это, признаться, жалко. Единственное, чего мне не хватило в пьесе, - истории. На протяжении всей пьесы мы просто узнаем всё больше и больше обстаятельств, пока не выстраивается цельная картина. По действию же почти ничего не происходит. Возможно, имело бы смысл поставить героев в какие-то ещё более конфликтные отношения, чем те, которые обусловлены самими обстоятельствами пьесы (различие взглядов). Про читку же добавить нечего, кроме того, что просто хорошая. Очень понравилась женщина, читающая за старшую Развалину. А взрослые люди, читающие за детей, воспринимались на 100% детьми - в этом не было никакой условности и подставы (то ли у них внешность у всех такая, то ли мастерство).

4. "Миссионеры" и "Запертая дверь" Павла Пряжко в читке и видеоспектакле Дмитрия Волкострелова
Пьесы как пьесы - они даже стоят у меня в одном пункте, не только потому что шли друг за дружкой, как будто в комплекте, а потому что здесь имеет смысл говорить не столько о пьесах (мне, например, "Легкое дыхание" и "Поле" больше нравятся), сколько об авторе. Пряжко очень значительная фигура в драматургии и, думаю, со временем это будет осознаваться ещё яснее. А эти пьесы примечательны тем, что, похоже, автор окончательно нашел свой собственный театральный язык. Его пьесы - находка для любого режиссера, потому что они могут вывести театр на какой-то новый путь, они ни на что не похожи и опыта сценического решения таких пьес почти не существует, поэтому в них есть потенциал для прорывов. Особенности драматургии Пряжко: дедраматизация происходящего, я бы даже сказала, драматизация непроисходящего (бытовые истории, где герои придают большое значение тем же пустякам, что и мы с вами, а не тем значительным событиям, которым было принято посвещать пьесы раньше, но которые, возможно, никогда не произойдут ни с ними, ни с вами), мало прямой речи (герои общаются, в основном, междометиями, но прекрасно понимают друг друга, что тоже отражает действительность больше, чем, если бы они говорили длинными монологами), тонкий психологизм (автор в ремарках описывает каждое мимолетное движение души героев). Ремарки, по моему мнению, как и мнению автора, читать в спектаклях по его пьесам не нужно (что делают, например, в "Жизни удалась" в постановке Угарова), он их пишет такими длинными не потому, что выпендривается, а потому что то, что он ими объясняет, по-другому никак не скажешь. Именно ремарки являются основным материалом пьесы, а вовсе не диалоги, как было в драматургии раньше. И задача режиссера - поставить спектакль так, чтобы без чтения ремарок вслух происходящее понималось и интерпретировалось зрителями однозначно, и чтобы очень тонкие материи воплощались также скурпулезно, как описаны, не допуская вольности трактовок (в чем великая опасность воплощения невербальных действий). Вобщем, драматург пока ждет равновеликого себе режиссера. И, Паша, если Вы это читаете, напишите мне сценарий короткого метра! Очень прошу!!! Читка и видеоспектакль Волкострелова очень понравились. Единственное - иногда хотелось закрыть уши, когда во время видео ещё и читали текст пьесы (грубо говоря, девушка улыбается и в это время читают "девушка улыбается"), но эффект смягчался тем, что это хотя бы не закадровый голос, а живой голос актеров со сцены (по крайней мере, в Питере он был живым - до нас дошло видео спектакля, внутри которого ещё одно видео). Понравилось решение со стеклянной дверью, в которую входят и выходят актеры. Создается ощущение, что нас от них отгораживает стена, но, как и дверь, прозрачная.

5. "Мартовские иды" Марины Крапивиной в читке Елены Новиковой
Очень личная, женская, откровенная, душевыварачивающая, сатирическо-настольгическая пьеса. Хорошая читка, где за одну героиню читали три совершенно разные актрисы, каждая выражала её особую ипостась, оттенок души, и вместе они гармонично складывались в одно. Пьеса очень короткая - сложно будет продавать на неё билеты в театре. Хотя, может, при постановке час из этого и получится (читка заняла полчаса).

ПОНРАВИЛОСЬ:

6. "(Самый) легкий способ бросить курить" Михаила Дурненкова в читке Андрея Мая
В пьесе нет никаких недостатков, кроме её идеальности - прямо-таки понимаешь, по каким законам она сделана. Всё работает, но это внушает некоторое недоверие. Сюжетных линий много, но главная коллизия в том, что парень убил свою жену, потому что школьная любовь, не знающая про жену, предложила жить вместе. Он убил, а она передумала. Класс, да? Читали актеры сверхскоростно, но это было обусловлено тем, что драматург не разрешил сократить пьесу. Очень понравилось, когда мертвые героини стояли босиком на подоконнике и говорили оттуда высоким голосом, растягивая слова (сложно, конечно, описать интонацию словами, но их бесплотность она передавала).

7. "Не бойся, Леся! Всё нормально" Марьи Зелинской в читке Вероники Родионовой
Судя по обсуждению, всем больше понравилось мононачало пьесы, чем продолжение. Я бы его как раз значительно сократила, потому что мысль про желание быть девушкой по-настоящему "крутого парня" неоднократно повторяется, а героиня выглядит инфантильной. Слушать это было скучновато, зато дальше, когда мы узнаем о психологической травме героини (её изнасиловали, открыто уголовное дело), действие увлекает невероятно. И детали, вроде отрезанных мизинцев у героя-милиционера и придуманных для него девушкой носков, придают тексту особый вкус. Это единственная читка, где работали со светом. И весьма удачно. Актеры хорошие.

8. "Сквоты" Наны Гринштейн в читке Руслана Маликова (документальный проект - будет спектакль)
Пьеса про годы, пришедшиеся на молодость всех моих мужчин (90-е) - этим мне лично и интересна. Хотя, судя по всему, поменялось в неформальной среди немного. Впервые слышала стихи Андрея Родионова в его прочтении - впечатлена.

9. "Шум" Екатерины Бондаренко в читке Талгата Баталова (документальный проект - будет спектакль)
Парень, убивший одноклассника за кляксу на лбу, оказался не отморозком, а толковым думающим подростком с тонкой душевной организацией. Сейчас он сидит в психушке и пишет оттуда письма отцу, а замечательный актер Леша Маслодудов читает их со сцены Дока. Короткий вариант, представленный на открытии сезона, где участвовали всего два актера (отец и сын) зацепил меня больше. Сейчас пьеса разрослась в количестве героев и наше внимание ушло куда-то очень далеко от сути.

10. "Алкогольные новеллы" Любови Мульменко в читке Валерии Сурковой (документальный проект - будет спектакль)
Мне сама отправная точка (тема) кажется не слишком стоящей спектакля, но то, что можно было сделать в заданных рамках, сделано превосходно. А Лера уже провела огромную работу с актерами - забрать у них из рук тексты и спектакль готов.

11. "Дисфункциональные" Майка Пэкера в читке Владимира Скворцова
Единственная европейская пьеса, на которую я попала. В ней много энергии, но конфликт слишком простой и ясный. Продаваться или нет? Ты музыкант, прославился, будучи анархистом или революционером, до такой степени, что тебя хотят заполучить в рекламу, за большие деньги, но вот, уже заключив договор, рекломадатели удосужились дослушать песню до конца, поняли, что пускать её в эфир нельзя, и группа креативщиков изменила твой текст до неузнаваемости. Это только первая коллизия, дальше - больше, но дилемма на протяжении пьесы та же. Продаваться или нет. Читка была очень стильной. Англичане из наших актеров получились что надо.

ПРОТИВОРЕЧИВО:

12. "Любовь как доза кокаина" Гульнары Ахметзяновой в читке Михаила Угарова
Хотела написать другое, но перед тем, как писать, всё-таки открыла полный текст на компьютере. Прочитать ещё не прочитала, поэтому про достоинства и недостатки пьесы ничего не могу сказать, но просмотрела, и да, реакцию автора можно понять. Читка Михаила Юрьевича была хорошей (никакого сравнения с читкой пьесы Коняки), но очень жестко срежиссированной, что обычно им самим на Любимовке не приветствуется. Режиссер вычленил сухой сюжет из пьесы, где сюжет лишь повод для размышлений героев, которые и являются основой произведения, но были полностью вырезаны во время читки. Не думаю, что дело в жесткости временных рамок - можно же и на 21 поставить, как делали с Пряжко и Яблонской - просто режиссеру это зачем-то было нужно. И, может, его решение даже делает пьесу лучше (не могу судить, не читав), но меняет её до неузнаваемости - факт.

13. "Очень нетеатральные пьесы три" Валерия Шергина в читке Константина Солдатова
Хорошо сконструированная абсурдистская пьеса, только смысл её создания остается для меня загадкой. Автор сказал, что он писал её в противовес репертуарному театру. Ну, пожалуй, это единственное, ради чего можно было написать такую великолепную бессмыслицу. И мой вопрос актрисе ("Что вы любите больше: мясо, капусты или грибы?" - вполне по теме пьесы) как раз вписывался в заданные автором (и модератором обсуждения - Сандриком) правила игры. Может быть, он показался кому-то неуместным, но, по-моему, любые другие вопросы и сколь бы то ни было серьезное обсуждение данного произведения, смотрятся в данном случае куда абсурднее. Читка была замечательная.

14. "Откос" Сергея Шаргунова в читке Константина Корецкого
Кажется, Костя был единственным режиссером-дебютантом в этом году. Это я дала ему заветный эмейл Ковальской, в результате ему дали сделать читку, а мне нет. Одно с другим, конечно, никак не связано - просто ассоциативный ряд :) Ладно...
Понравилось, что в пьесе про больных раком главным героем выбрали не больного, а как раз здорового, поэтому нет того давления на жалость, которое обычно неминуемо сопутствует произведениям подобной тематики. Здесь совсем про другое - про зарождающееся чувство вины за то, что ты здоров, а кто-то умирает. Очень хорошая и, по-моему, неизбитая тема. Из недостатков - слишком быстро понимаешь, что один из парней в больничной палате просто косит. Если бы момент понимания оттянули, возможно, было бы сильнее.

15. "Пыльный день" Саши Денисовой в читке Романа Ильина
Пьеса мне показалась сотворенной из ничего, из той же пыли, о которой речь в названии. Слова, слова, слова... Да, есть два любовных треугольника, но почему-то действие они никуда не двигают - просто сотрясение воздуха, так как мне, например, было без разницы, с кем останется герой Леши Юдникова или героиня Тани Паршиной. Обычная тусовка в лесу. Концовка очень сильная (трое героев погибли в аварии, когда милиционеры приказали им перестроиться и стоять в другом ряду, использовав как живой щит), но как будто приклеена искусственно. Какой бы был смысл в этой пьесе, если бы не концовка?

16. "Чёрная" Данилы Привалова в читке Филиппа Лося
Пьеса состоит из трех новелл в разные периоды времени, объединенных только местом действия - кладбищем на речке Черной. Очень ярко написаны персонажи, полюбить их, может, нельзя, но только начинаешь интересоваться их судьбой, как рассказ обрывается и начинается новый. Вместе это, на мой взгляд, ни во что не складывается, но любая из новелл могла бы быть замечательной завязкой отдельной пьесы.

17. "Вам интересно" Ольги Стрижак в читке Михаила Овчинникова
Вопреки названию интересно мне не было. Милая зарисковка из жизни студенток драматургического факультета. Лёгкая, местами смешная - не более.

НЕ ПОНРАВИЛАСЬ:

18. "Поворотный пункт" Виктории Доценко в читке Петра Кротенко
Ох! Не могу не согласиться с Михаилом Егоровым и Натальей Мошиной, что и герои здесь все типажи и ситуации все - штампы. Есть только драматургический скелет, достаточно грамотный - можно продолжить работу над пьесой, но у работы там ещё не видно ни конца, ни края.

И отдельный рейтинг одноактных пьес из проекта "Моя национальность":

ПОНРАВИЛИСЬ:

1. "Киев-Москва" Анны Яблонской в читке Андрея Стадникова
Алексей Юдников - залог успеха любой читки. Но тут и без него претензий быть никаких не может.

2. "Спина" Натальи Ворожбит в читке Андрея Мая
Не знаю, правильно ли я поняла сюжет, - читка распологает к нескольки трактовкам... В конце оказывается, что всё это время в кафе сидел не просто посетитель, а муж официантки, да? Если правильно, то неожиданный и сильный поворот.

3. "Фарид и тутовое дерево" Саши Денисовой в читке Георгия Долмазяна
Актер этой читки является также прототипом героя. Т.е. Фамиль читает практически собственный, переработанный автором, текст. Это трогательные детские воспоминания обрусевшего айзербайджанца, являющиеся одновременно и размышлением на тему национальной идентичности.

НЕ ПОНЯЛА:

4. "Федiр" Максима Коняки в читке Владимира Снегурченко
Что-то про варенье, для которого не хватает главного ингридиента - кажется, клюквы. Это всё, что я поняла из читки на украинском языке, которог не знаю. Актерское исполнение, действительно, было ужасно, переигрывать не в стиле дока, и истерика драматурга понятна.

Для меня главный результат прошедшей Любимовки - пишу пьесу :)))

Андрей Май, Филипп Лось, Олеся Невмержицкая, Яблонская, Марат Гацалов, Данила Привалов, Алексей Юдников, Елена Новикова, Владимир Скворцов, Юра Кибиров, Дмитрий Волкострелов, Ахметзянова, Шергин, Талгат Баталов, Наталья Ворожбит, новая драма, Максим Коняка, Роман Ильин, Георгий Долмазян, Нана Гринштейн, Руслан Маликов, Люба Мульменко, Любимовка, Миша Дурненков, Клавдиев, Маслодудов, Лера Суркова, Андрей Стадников, Константин Солдатов, Ольга Лысак, Михаил Егоров, читки, Вика Доценко, Петр Кротенко, Наталья Мошина, Саша Денисова, Павел Пряжко, Театр.doc, Костя Корецкий, Михаил Овчинников, Михаил Угаров, Марина Крапивина, Марья Зелинская, Пулинович, Вероника Родионова, Екатерина Бондаренко, Ольга Стрижак, Таня Паршина

Previous post Next post
Up