Про "Премьеру"

Dec 09, 2009 06:30

Второй раз я хожу на фестиваль новой драматургии так - с погружением. Прошлый раз - на Любимовку. И опять убеждаюсь, что эти фестивали интересны сами по себе, вне зависимости от программы. Хорошие ли пьесы, плохие ли, хорошие ли читки, плохие ли - неважно. Важен процесс: показы, обсуждения. Если ты сходишь на одну какую-то читку, то вряд ли это произведет должный эффект. Но если проведешь там хотя бы день, то станешь полноправным участником какого-то поиска, исследования. Что ищем, я пока не поняла. Наверное, каждый своё. Но эти вот читки, если много залпом, каким-то образом дают ответы, точнее, возможность перейти к следующим вопросам. Ты нащупываешь что-то новое про себя, жизнь, искусство. Не могу понять магию, но формат очень продуктивный.

Теперь коротко про то, что я видела - к сожалению, не всё.

"Бывшие" Гончукова-Яшинскаса (авторов записываю в формате: драматург-режиссер).
Изначально мне пьеса, скорее, не нравилась. Сейчас я перестала к ней относиться с плюсом или минусом. Она просто есть и уже стала какой-то родной. И, как минимум, я её понимаю. Режиссер (очень симпатичный приятный молодой человек), к сожалению, не понял её. Если не читать пьесу самому и не видеть читку на Любимовке, то всё показалось бы замечательным. Но у Томаса изначально неверный кастинг. Актеры великолепные, но не те. Во-первых, возраст. Не чувствуется за ними той истории, которая есть за героями. В возрасте этих актеров всё достаточно легко обнуляется, а должно вырываться с кровью и мясом. И интонация актрисы была подобрана совершенно неверно. Претензии, истерики - нет этого в тексте. Всё то же самое должно читаться сдержанно, с легкой иронией. Очень не понравилось, что говорил режиссер про пьесу. И всегда в подобных случаях мне не по себе. Тем самым режиссер ставит себя выше, чем матерал, над которым работал. Хотя чаще всего они друг друга стоят.

"Камень. Ножницы. Бумага" Зуева-Брандуш
Для меня эта пьеса остается безоговорочно лучшей на конкурсе. Прочитала её чуть раньше объявления шорт-листа и надеялась, что туда попадет. Попала. Остальные я даже не стала читать, только бегло просмотрела на всякий случай. Была несколько удивлена отношением зала. Возможно, обилие мата, жестокость событий отпугивают и всё, у людей ступор, ничего, кроме этой жести, не видят. А там ведь есть: о чем, зачем. Характеры есть, что в современной драматургии редкость. Образность есть. Я считаю свою задачу выполненой хотя бы в том смысле, что сюжет был однозначно понят: кто кому мстит и за что. При первом чтении дома с листа это не поняла ни я, ни кто-либо из актеров. Пожалуй, единственный минус пьесы. Многие существенные фактологические вещи не достаточно прямо прописаны и возникают вопросы. Ну, то есть я давала многим читать и вопросы возникли почти у всех (даже про место действия). В читке всё было более-менее доходчиво, т.к. актеры понимали, о чем они читают. Ну и та же лента достаточно хорошо могла бы подчеркнуть смысл, если бы была корректно использована.

Миша Егоров считает, что любой реквизит - это ходунки. Сложно согласиться. Если смотреть с этой точки зрения, то любое актерское приспособление тоже ходунки. Те же растянутые интонации девочки в читке "Убийцы". Возможно, полезно поставить себе ограничение на визуализацию смысла (для меня реквизит в обоих случаях выполнял именно эту задачу), чтобы копать в другом направлении, - я согласна. Но это имеет смысл только как упражнение, а не как формула того, как хорошо. Никто же не называет декорации, музыку, художественный свет в театре ходунками. А в читках всего этого нет, поэтому приходится передавать смысл другими способами, возможно, слишком условными, но актеры и так читают по листам - куда уж условнее. Всё как раз в формате. Мне тоже не нравится, когда много всего наворочено, мне нравится, когда минимализм, но в этом минимализме есть какая-то одна краска, деталь. Т.е. я, в отличие от, не говорю, что так хорошо, а так плохо, а говорю, что и так и так может быть, но мне нравится так. Ok, следующий раз попробую без "ходунков". Просто чтобы проверить.

"Витина любовь" Крапивиной-Егорова
Согласна с Исаевой в том, что это хороший рассказ, но не пьеса. Т.к. ничего не происходит, никто не меняется. Также согласна с кем-то из зала, что герою не хватает харизмы, чего-то, ради чего девушки готовы принимать любое отношение к себе. Добавить обаяния герою и прописать какие-то поступки, чтобы герой проявлялся через них, а не рассказывал о себе на словах, и может получиться хорошая пьеса. Сейчас есть просто описание героя, а сюжета, куда его надо внедрить, нет. Можно подумать, в какой ситуации его мировоззрение пошатнется, и показать, что всё-таки может его изменить, либо показать, что ничего не может. Про читку сложно что-то сказать, т.к. глазами текст не читала. Гениальность читок данного режиссера понимаешь, когда читаешь текст заранее ("Убийца", "Рыбацкая байка") - то, что тебе казалось недостатками пьесы, у него удивительным образом превращается в достоинства. Поэтому про читку смогу что-то сказать только после прочтения пьесы. По поводу кастинга. Хороший актер, бесспорно, но я бы на эту роль поискала ещё. Возможно, вопрос зрителей, "за что его любят", снялся бы автоматически. Ну, и явно это не красавчик должен быть, а какой-нибудь... Бельмандо!

"СВ" Икрамовой-Приходченко
Банальные разговоры шаблонных героев на заезжанные темы в вагоне поезда. Ничего авторского. Но благодаря читке Валерии это можно было слушать, даже с интересом. Кажется, никто не ушел. Она и актеры сделали всё возможное.

"Я - идиотка" Васильевой-Мая
Очень-очень. И пьеса и читка. Особенно, читка. Особенно, актерские работы. Особенно, женские.

"Когда дождь застучит по крышам скворечен" Пулинович-Соротокиной
Подошла ближе к концу. Показалось, что на сцене происходит что-то красивое, светлое.

"Неужели меня нет" Духаниной-Гёзаловой
Вот второй раз подряд девушка выбирает замечательные пьесы, те, которые выбрала бы я сама, если бы не успела занять то, что в итоге показывала. И оба раза она эти пьесы ломает, входит с ними в конфликт. Если в "Семейных сценах" на Любимовке это было ещё терпимо, то сейчас практически нет. Почему бы не взять сразу комедийный материал, а брать серьезные вещи и переделывать их в комедию, ближе к цирку. Да, возможно, это открывает новые возможности текста, проверяет его на прочность, но не все читали текст заранее. Я, слава богу, читала. Но очень жаль, что кто-то первый раз познакомился с текстом на этой читке и уже не сможет стереть её из памяти и прочитать пьесу с чистого листа, прочувствовав всё обаяние. Что дают все комедийные фишечки и мулечки в данном случае, я не понимаю. Просто хочется показать безграничность своей фантазии? Ну, круто, да. Как назвал бы это М.Ю. Угаров, "Look at me". Режиссер показала нам мальчика-идиота и его идиотический мир, а в пьесе прописан адекватный мальчик, который был виноват перед матерью только тем, что родился, и которому с детства внушается, что он никто. Такая вот трагедия. И всё-таки мать для него особенная, он всех с ней сравнивает и ищет у других женщин любви, которую не дала ему она. И ни с кем он её не перепутает, как нам было показано. Лично мне хотелось бы не одну, а двух актрис: 1) мать, 2) все остальные.

"Погасшее солнце" Бьёрклунда-Зориной
В течение очень длинного актерского монолога нередко развлекаешь себя (так как в монологе и так всё понятно) тем, что перебираешь в уме варианты окончания этой пьесы, и каково же удивление, когда она заканчивается ничем. Но режиссерская и актерские работы очень хорошие.

"Про булку и Марину Влади" Чайки-Лысак
Какая легкая пьеса и читка. Это было идеально для завершения фестиваля. Много смеялась, по-хорошему так, по-светлому. Говорили, что пьеса поколенческая, что её заслуга в том, что показывает офисных работников нормальными людьми, ещё что-то умное. А ведь всё гораздо проще, это пьеса про булку, про Марину Влади, про «казаки-разбойники», про невкусное фруктовое мороженое в стаканчиках и вкусное дефицитное сливочное, про все те вещи, за которые мы цепляемся в своей памяти, которые жалко терять, из которых, на самом деле, и состоит наша жизнь. Про двух людей, которые любят друг друга просто потому, что у них совпадают те вещи, за которые цепляются. Очень симпатичная человеческая пьеса.

СПАСИБО Светлане Кочериной - за то, что, несмотря ни на что, устроила всем нам этот праздник.
Владимиру Зуеву - за замечтальную пьесу и коньяк.
Мише Егорову - за конструктивную критику, какое-то особое внимание и коньяк.
Валерии Приходченко - тоже за конструктивную критику и внимание / участие.
Ольге Лысак - ну, куда же мы без Вас? :)
С Юлией Ауг пообщаться не удалось, но само её присутствие мне что-то дало. Тоже спасибо.

Андрей Май, Анна Чайка, Ольга Лысак, Валерия Приходченко, Михаил Егоров, фестивали, читки, Людмила Духанина, Юлия Ауг, Владимир Зуев, Катя Васильева, Премьера, Светлана Кочерина, Ксения Зорина, спасибо, Бьерклунд, Яшинскас, Гёзалова, новая драма, Марина Крапивина, Арсений Гончуков

Previous post Next post
Up