Мария Терезия на троне и дома

Apr 04, 2020 09:59



Посмотрели две первых части фильма «Мария Терезия».
Вспомнилось: дочка младшего школьного возраста играет в шахматы с подружкой. Мы с её родителями умиляемся - как сосредоточенно играют! Долго уже играют, увлечённо. Наконец, пошли посмотрели. Ещё бы не увлечённо: белую королеву замуж за чёрного короля выдают.



Если б я писала сценарий фильма про Марию Терезию, я бы ограничилась одним годом её жизни. Точнее, полутора годами. Прямо с 1 января 1740 года.

Марии Терезии 22 года, она четыре года как замужем, у неё мама-папа, любимый муж и две дочки.
Год начинается с того, что 12 января Мария Терезия благополучно рождает третьего ребёнка. Увы, девочку; к счастью, здоровую.
7 июня того же года внезапно умирает старшая дочка, трёхлетняя девочка, вряд ли успевшая выучить своё полное имя Мария Елизавета Амалия Антония Йозефа Габриэла Йоанна Агата Австрийская.
Осень того же года. Неожиданно, в 55 лет, умирает 20 октября отец Марии Терезии, Карл VI. Для Марии Терезии это означает вступление на престол, войну с внешними врагами и череду катастрофических неприятностей в собственном государстве.
Наступает 1741 год, и умирает третья дочка, та, с рождения которой начался год 1740-й. Мария Терезия в это время отбивается от Пруссии (не слишком удачно), опасаясь (справедливо), что против неё вот-вот выступят Франция и Бавария. При этом она беременна.
13 марта Мария Терезия родит сына-наследника, будущего императора Иосифа, 10 апреля Фридрих в Силезии разобьёт её армию, а в июне она отправится в Венгрию превращать венгров из врагов в союзников.

Восемнадцать месяцев. Два рождения, три смерти, большая история.



Дальше там тоже  много событий. Ей предстоит похоронить ещё двух дочерей и сына (всего она родит шестнадцать детей). Но эти полтора года, с января 1740-го до июня 1741-го достойны вполне полномасштабного фильма.



Разговоры в фильме напомнили диалоги в старой научно-технической фантастике, когда, нажимая кнопку какого-нибудь сигма-гамма-ускорителя, капитан космического корабля объяснял штурману принцип его действия в терминологии, понятной ученику средней школы, то есть - читателю.
Здесь так же персонажи вынуждены разговаривать не просто друг с другом, а имея в виду зрителя, поскольку зритель, естественно, не для того кино смотреть сел, чтобы проверить свои знания о принципах действия большой европейской политики середины XVIII века.



Красивый фильм. Дамские наряды великолепны, цвет, свет, звук прекрасны. И ещё это очень женский фильм. Видится прямо-таки что-то вроде мести в том, как супруг Марии Терезии регулярно появляется в кадре с младенцем на руках. Она, кстати, берет ребёнка на руки лишь в двух случаях: чтобы продемонстрировать наследника венцам и чтобы вдохновить венгров.

История с коронацией в Прессбурге из элегантной психолого-политической операции превратилась в пошлый (и особенно пошлый оттого, что несостоявшийся) адюльтер. Кстати, я правильно понимаю, вся линия Мария Терезия/Миклош Эстерхази - фантазия от начала до конца, или там было за что сценаристам зацепиться?

И видео:

image Click to view


Фильмы, Габсбурги, Эстерхази

Previous post Next post
Up