Про «Елисеевский» в Москве и Párizsi Nagy Áruház в Будапеште

Mar 13, 2013 09:09




Ув. Gilliland хорошо написал о московском «Елисеевском», отметив, что его открытие ознаменовалось появлением нового типа - «благородного покупателя». Момент важный, и, вероятно, все же не собственно московский или российский, а европейско-универсальный.

Вот:
«…главным в чуде Елисееского магазина было время его появления в Москве. 112 лет назад открытие гастрономического дворца венчало создание в Первопрестольной особого типа людей и особого образа жизни этих людей.

На рубеже столетий - 19 и 20-го появились на Москве люди, которые полюбили демонстрировать не только торжество потребления, но и торжество приобретения. Немыслимо представить, чтобы старая дворянская Москва явно ходила бы по магазинам и покупала себе закуску и выпивку, колбасы, фрукты, пирожные, сливочное масло и сельдей с осетрами.
У дворянской добродушной Москвы на случай необходимых покупок были специальные зашмыганные люди, которые бродили по охотнорядским подвалам и складам, ездила к зеленщикам, у барской Москвы были зимние и летние, весенние и осенние обозы из "подмосковных" имений: битые гуси, ананасы, бекасы и говядина, туши, пилёные вдоль, стерлядь из садков и тому прочее.

Когда барская Москва сошла на нет, и стыда прилюдно покупать полфунта финского масла с фунтом паюсной икры не стало, появился "Елисеевский". Если раньше было немыслимо представить стоящего у прилавка и выбирающего сига благородного покупателя, то теперь в "Елисеевский" стал ходить покупатель нарочитый, любящий узнавание, демонстрирующий свою возможность покупать, и покупающий. В Москве появилась культура покупочного понта.

Не потребительского понта, на котором Москва стояла, а именно покупочного. В чём разница? Понтовое потребление хоть и демонстративно, но демонстративно для "своих", для равных ценителей, для достойных гостей соседей. Понтовая покупка демонстративна для людей случайных, для несостоятельной толпы прохожих, для зевак. И, в первую очередь, понтовая покупка нужна самому понтокидателю. В газете "Московский листок", издаваемой Катковым, вскоре после открытия "Елесеевского" появилась заметка, озаглавленная как бы даже специально для "Московского комсомольца": "Рыбки захотелось".

О чём эта статья? О мещанке Клейменовой, которая "пошла к "Елисееву" и купила четверть фунта сига - и отравилась". 100 граммов не самой дорогой и вкусной рыбы, но от "Елисеева"!

Вот она, мещанка Клейменова, предтеча подавляющего большинства нынешних владельцев 5-го айфона ( у меня третий, сразу скажу - знаю, что вцепитесь). Вот она, настоящая Матрона Москвы покупающей! А храм сей Матроны - Елисеевский гастроном.

Сам ассортимент магазина наводит на определённые выводы. В трёх залах пять отделов, собранных по признаку престижности и только престижности продаваемых продуктов: "колониально-гастрономический" отдел, отдел "хрусталя баккара", отдел элитной бакалеи, кондитерский и самый большой фруктовый.

Что бросается в глаза? Очевидная закусочная направленность: сыры, колбасы, которые, кстати говоря, херачили из подвезённых полуфабрикатов во дворе, масло, копчёная рыба, алкоголь, пирожные, фрукты. Что называется, только для закусить и для соблазнения кузин из Серпухова. Мыслимо ли было раньше в барской Москве уважаемому себя человеку жрать колбасу? Нет, конечно. Но в новой Москве появился класс "торопыг-холостяков" из биржевых маклеров, артистов императорских театров, скоробогатых инженеров-путейцев и пр. бывших "чумазых", которым нравилось не столько жрать, сколько демонстративно тратить на "элитную" жратву приличные деньги.

Культура перекуса, торопливого закусывания, быстрых романтических встреч в номерах,
негрустных расставаний и недраматических измен, быстрых денег и нестыдной спекуляции.

Вот очагом какой культуры был "Елисеевский". По сути, магазин был примером элитного фаст-фуда в нынешнем японском духе с гамбургерами за 500 гринов».

И далее.




На фотографиях - первый универсальный магазин Будапешта, современник «Елисеевского», не «продовольственный», а «промтоварный» - Párizsi Nagy Áruház. Не тот Párizsi Nagy Áruház, что на проспекте Андраши, а его предшественник, открывшийся в 1892 году на углу проспекта Rákóczi и улицы Klauzál.

Он сгорел в 1903-м, двенадцать человек погибло - да, говорят, там всегда много народу толпилось. Посещение магазина стало модным занятием - в этом Gilliland прав, конечно.

Австро-Венгрия

Previous post Next post
Up