Первая полноценная линия метро - в Лондоне, конечно. Но в Лондоне, надо помнить, - это подземная железная дорога, с паровозом.
Выглядело это так:
«Однажды, оказавшись около одной станции, я подумал: а не совершить ли мне поездку на подземной железной дороге? Я спускаюсь по двум или трем лестницам и оказываюсь внезапно брошенным из дневного света во мрак, среди слабых фонарей, людей и шума, поездов прибывающих и отбывающих в темноту. Меня толкают и пихают; люди выпрыгивают и люди вскакивают в вагоны; пока я выспрашиваю, где второй класс, поезд ушел. «Что это значит?» - говорю я служащему. «Не берите в голову, - отвечает он. - Вот другой». Поезда не следуют друг за другом, но преследуют один другого. Прибывает другой поезд, я вскакиваю, и мы уносимся подобно стреле. Затем начинается новое зрелище. Мы мчимся через неизвестность, среди основания города. Сначала мы похоронены в непроглядной темноте, затем мы видим на мгновение тусклый свет дня и снова погружаемся во мрак, прерываемый тут и там странными сполохами; затем в промежутке тысячи огней станции, которая появляется и немедленно исчезает; поезда проходят невидимыми; затем неожиданная остановка, тысячи лиц ожидающей толпы, освещенной словно отсветами пожара, и затем снова прочь посреди оглушительного шума хлопающих дверей, звенящих звонков и пыхтящей паровой машины; снова темнота, поезда и вспышки дневного света, снова освещенные станции, снова проносящиеся, приближающиеся и исчезающие толпы, пока мы, наконец, не достигаем конечной станции; я спрыгиваю; поезд исчезает, меня пропихивают через дверь, чуть не выносят на лестницу, и я оказываюсь на дневном свете. Но где? Что это за город?».
Из воспоминаний Эдмондо де Амициса «Памятные записки о Лондоне» (после 1883).
Р.Д. Бламенфельд записал в дневнике 23 июня 1887 года: «Сегодня у меня был первый опыт сошествия в Аид, и если действительность должна походить на это, я больше никогда не буду делать ничего скверного. Я вошел в подземную железную дорогу на Бейкер‑стрит, покинув дом Арчибальда Форбза. Я хотел съездить на Мургейт‑стрит в Сити. Было очень тепло - для Лондона, по крайней мере. Купе, в котором я сидел, было заполнено пассажирами, которые курили трубки по британской привычке, а поскольку дым и сера от машины заполняют туннель, все окна должны были быть закрыты. Атмосфера была смесью серы, угольной пыли и вонючего дыма от масляной лампы наверху; так что к тому времени, когда мы достигли Мургейт‑стрит, я был почти мертв от удушья и жары. Я полагаю, что эти подземные железные дороги должны вскоре быть прекращены, поскольку они являются угрозой здоровью. Несколько минут экономии не могут приниматься в расчет, поскольку хэнсомские кэбы и омнибусы, которых везут самые быстрые лошади, которых я где‑либо видел, делают эту работу лучше всего».
via И немного будапештской подземки, 1896 года, - подземной линии электического трамвая. Без паровоза, без угольной пыли. Идущей от самого модного кафе Gerbeaud, мимо Оперы, в парк, к купальням…
Вы когда-либо задавались вопросом…
http://anna-bpguide.livejournal.com/211068.html Двери Оперы и старое будапештское метро ч/б
http://anna-bpguide.livejournal.com/553246.html
Строительство линии подземки на проспекте Андраши, у Оперы.
Вагон и кондукторы
Исчезнувшие павильоны будапештской подземки
http://anna-bpguide.livejournal.com/259826.html