Бывают здания, которые непросто разглядывать, тяжело демонстрировать туристам и совсем почти невозможно фотографировать. На большом и шумном проспекте, например: мимо едут машины, идут по тротуары люди, и стоять, задрав голову кверху не очень-то ловко.
К счастью, есть фотографы, которые знают, куда забраться, чтобы все что надо увидеть и нам показать.
Сегодня следуем за сайтом 24.hu, который обратил внимание на два не по-будапештски узких дома, стоящих на улице Лайоша Кошута, между Асторией и площадью Францисканцев, по правой стороне, если идти к Дунаю.
Дома пристроены друг к другу так плотно, что не сразу понимаешь - два их тут, собственно, или один? Тем более, что левый - принципиально асиммертичен, будто не сам по себе, а часть чего-то большего. Или фрагмент?
Тот, что слева, выдержанной в серо-зеленой гамме, назывался по имени владельца Kemény-Morlin-bérház и был доходным домом; строился с 1897 по 1903 год по проекту архитекторов Флориша Корба и Калмана Гиргла. Эти имена уже упоминались недавно в связи с
Академией музыки.
Другое их знаменитое сооружение (сооружения) - неподалеку, на площади Францисканцев:
дворцы Клотильды.
Korb+Giergl - яркое явление. Они как раз на переходе от оптимистической буржуазной эклектики времен начала империи - к нервному декадансу предвоенного модерна.
Все фокусы сецессиона они уже уяснили и с удовольствием использовали и новую пластику, и новые материалы - вон керамическая плитка Жолнаи как играет! Но что-то мне кажется, что в глубине души они так и остались людьми 1880-х годов, в ХХ нет «не поверили».
Радостная у них архитектура, именно что - «с удовольствием».
С цветочками.
Дом справа, розовый, в готическом духе, назывался Késmárky-Illés-bérház, про время строительства говорят даты на фронтоне. А вот об архитекторе известно меньше. Bartunek Ferenc не упоминается в Википедии, увы.
Дом - не столько архитектура, сколько книжка с картинками. Архитектурно-то он ничего особо интересного собой не представляет (хотя надо выяснить, что там с двориком), но детали разглядывать - одно удовольствие.
Тем более что детали здесь разнообразные, мягко говоря. Верхняя часть дома - вся про дела средневековые: будто бы готические арочки, горгульи в роли кронштейнов,
зверушки, срисованные с маргиналей какой-нибудь средневековой Псалтири…
А в нижнем ярусе ненормально высокие плоские пилястры с капителями ионического ордера перемежаются вполне конструктивистскими застекленными плоскостями чугунных конструкций.
И фигуры - как без фигур-то? - в нижнем ярусе явно иной породы, чем птице-звери наверху.
Что это? Архитектор такой бестолковый? Или на полдороге концепция поменялась? Или заказчик передумал?