Два дня показывала город туристам из Израиля. Две семейные пары.
Русские израильтяне с двадцатилетним стажем.
Будапешт был тих после Рождества и задумчив. Над Дунаем туман, зато видны фасады,
летом скрытые за зеленью деревьев.
На каждом шагу forralt bor, горячее вино в больших котлах.
В первый день прошли по самым главным достопримечательностям города, посмотрели то,
что не увидеть уж точно нельзя (а то никто не поверит, что вы здесь были). Это классическая
экскурсия по Будапешту, более-менее совпадающая у всех, кому выпадает счастье показывать людям этот город.
А второй день - изнанка города: дворы, рынки, антикварные магазинчики.
И Zsidónegyed, конечно, Еврейский квартал.
Прошли по Dob utca, заглянули во дворы, почитали надписи на фасаде Ортодоксальной синагоги.
Странно было бы рассказывать евреям про ассортимент кошерных магазинов и правила субботы,
так что жанр экскурсии сменился: не объяснения преподавателя студентам,
а взаимоинтересная беседа между взрослыми людьми с разным жизненным опытом.
Будапешт, в некотором смысле - родина государства Израиль.
Здесь родился Теодор Герцль - человек, с которого начинается история независимого еврейского государства.
Зашли в Большую синагогу на Dohany utca.
Ефиму при входе выдали кипу, черная шапочка Михаила сама по себе соответствовала всем требованиям.
Мне было интересно понять, какое впечатление на понимающих людей производит зал синагоги,
и только ли мне кажется, что изнутри она похожа одновременно на базилику св. Иштвана и концертный зал.
Да, большой орган за синагогальным ковчегом и совершенно католические по виду кафедры кажутся
неожиданными вкраплениями в тело синагоги,
но это же середина XIX века, время ассимиляции, время надежд на общий европейский мирный дом,
на прогресс, цивилизацию и разумное устройство жизни…
Про синагогу напишу еще, подробнее. Это тема для большого поста.
А пока пазл:
сложить картинку с видами Будапешта .