Год номер 1000

Feb 06, 2025 08:17


Илл.: Orosz Istvan

В 2012 году, накануне ожидаемого тогда конца света, отправила в журнал GEO статью - о конце света, естественно. Редактор статью принял и сразу же затребовал план работы на 2013 год.
*

Услышанную ещё во время учёбы фразу бенедиктинца Рауля Глабера о том, что после 1000 года весь христианский мир «облачался в новое белое платье церквей», я запомнила сразу и не раз потом цитировала. Мол, ждали-ждали конца света в том году, а он не случился - живём! И Жюль Мишле в XIX столетии, как известно, утверждал, что «в Средние века все были убеждены, что конец света наступит в тысячный год от Рождества Христова».
Дата у Глабера есть: воспрянули духом христиане как раз «с наступлением третьего года, последовавшего за тысячным». Правда, привязки 1000-го года к концу света у Глабера не было…
Но должна была быть! Тысячный год - это ж раз в тысячу лет случается!

Работа гидом в Будапеште навела на мысль: а ведь венгры как раз в 1000-м (или в 1001-м) году приняли христианство. И получил Иштван корону, и стала страна королевством.

То есть пришли такие дикие, из глубин Азии, скотоводы-кочевники-язычники, варвары обыкновенные, гордящиеся родством с гуннами, пришли - говорят: «У вас тут конец света? А у нас начало государственности! Корону сюда!»

Увиденная под знаком такого противопоставления как-то яснее начинает видеться вся венгерская история, и даже современная венгерская политика, и к сказанному Орбаном «Мы в Европе заноза и пример / Szálka és példa vagyunk Európában», немедленно хочется добавить: «И всегда такими были! С самого тысячного года».

Я и на экскурсиях успела пошутить на эту тему пару раз.
А потом задумалась, а что там с тысячным-то годом, на самом деле?

Спросила в Месте для вопроса у Иванова-Петрова. Получила ссылку на пост ув. avva, где разбирался этот вопрос.

И сразу:
Была ли всеобщая паника в Европе перед 1000-м годом от рождества Христова, по поводу близкого конца света?
Нет, не было. Существует очень старый миф о том, что была (и о том, что эта паника вкупе с несостоявшимся в 1000-м году конце света послужили позже одной из причин первого крестового похода), и в прошлые века этот миф считали очевидно верным. Но на самом деле нет действительных оснований полагать, что такая паника была, и есть многие свидетельства того, что её не было».

Дальше пошли подробности.
- Теория о панике 1000-го года возникла намного позже 11-го века
- Ни одна из европейских летописей того времени не упоминает такой паники ни единым словом, упоминая при этом куда более обыденные и повседневные события.
- В христианской церкви сложилось убеждение в том, что конец света не может быть известен ни одному человеку: "Of that day and hour knoweth no man", словами одного из авторов 10-го столетия.
- Само летоисчисление от рождества Христова было придумало только в 7-м веке, и к тому времени ещё не было общепризнанным.
- В то время для большинства людей это был не год 1000, а год M!

И ещё:
Считают, что миллениалистские страхи преувеличили историки 19 века, и особенно Жюль Мишле. Это было сильное преувеличение: люди 1000 года не располагали ни единством календаря, ни грамотностью для распространения массовых страхов. Король Франции в 1000 году Гуго Капет не умел ни читать, ни писать.

И даже так:
В девятьсот девяносто седьмом,
В девятьсот девяносто восьмом,
В девятьсот девяносто девятом
Человеку с нетвердым умом
Даже благовест мнился набатом.

Извергались вулканы. Их дым
К небесам подымался седым,
И на них появлялись кометы.
И на смену отчаянных зим
Наступали студеные лета.

Замерзала в июле вода,
Рыбы дохли под коркою льда,
И от стужи сады увядали.
Люди Страшного ждали суда
И второго пришествия ждали.

Содрогалась поверхность земли.
Всюду ужас царил. Короли
Отрекались от распрь. Пилигримы
Бесконечными толпами шли
По дорогам к Иерусалиму.

И у нас, вероятно, была,
Как и всюду, большая тревога,
Но по милости господа бога
До потомков одна лишь дошла
Запись: «Бысть наводнение многа».

Видно, мы во величье немом
Не внимали латинцам проклятым
В девятьсот девяносто седьмом,
В девятьсот девяносто восьмом,
В девятьсот девяносто девятом.
                      Л. Н. Мартынов, 1960

С ответом:
«Потому что на Руси в 997, 998, 999 годах никто не жил в 997, 998, 999 году. Они жили в 6505, 6506, 6507 годах в это время, но про такое стихи не получатся и поэты таких вещей стараются не знать».


Илл.: Orosz Istvan

И наконец -
Эдмон Поньон. Повседневная жизнь Европы в 1000 году (1981).

Тут цитата будет покрупнее.
«…Стоит ли вновь критиковать те двенадцать текстов - их не больше! - на которые обычно ссылаются защитники идеи, и доказывать, что четыре из этих текстов принадлежат перу людей, которые действительно страшились конца света, но жили уже после тысячного года, а четыре других хотя и относятся к X веку, но нигде не упоминают роковую дату?
Стоит ли подвергать сомнению приводимые всеми сочинения Рауля Глабера, который писал около 1040 года? Ведь это он должен быть в ответе за появление мифа. Однако для него тысячный год не является особенным, он просто берет его за точку отсчета в своей хронологии и, надо сказать, достаточно произвольно. Он верит в конец света и охотно распространяется по поводу бедствий и отступничеств, которые в его время - как и в другие эпохи - заставляли людей, напуганных конкретными событиями и обстоятельствами, со страхом вспоминать о грядущем светопреставлении. Однако он нигде не соединяет идею конца света и тысячный год.
Между тем людям, читавшим его сочинения, равно как и тем, кто из содержания этой книги поймет, в каком трагическом мироощущении он находил для себя удовольствие, ясно одно: если бы его современники именно накануне 1000 года пребывали во власти всеобщего и порожденного конкретным поводом страха, он непременно отдал бы должное этим настроениям и подробно описал их.
В 954 году Адсон, аббат Монтьеранде, посвятил королеве Франции Герберге «Малый трактат об Антихристе». В конце его он заявляет - никоим образом не упоминая тысячный год, - что час Страшного Суда может быть известен одному лишь Богу. Возможно, он делает это, дабы разубедить королеву или, по ее указанию, успокоить народ? Но тогда он слишком рано беспокоится. Конец света через 40 лет в эпоху, когда любой молодой человек имел возможность умереть в гораздо более раннем возрасте, вряд ли мог кого-нибудь озаботить. Адсон на протяжении всей своей небольшой книги пишет о множестве других вещей и ни разу не прибегает к полемическому тону: как он пишет в посвящении, ему хотелось лишь ответить на некоторые теологические вопросы, интересовавшие королеву.
Так что же, выходит, ни один человек не объявлял тысячный год датой конца света? Утверждать подобное было бы невозможно, не погрешив против истины. Такой человек был. В 998 году Аббон, аббат монастыря во Флёри на Луаре, написал свои мемуары, озаглавленные «Апология». Он пишет о том, что в молодости ему приходилось бороться со многими ошибками и заблуждениями. Поскольку он пишет об этом уже в старости, то время описываемых событий следует отнести к 60-м годам X века. Итак, Аббон рассказывает: «Что касается конца света, то я услышал в одной из парижских церквей проповедь о том, будто в конце тысячного года явится Антихрист и вскоре затем наступит Страшный Суд. Я всеми силами противостоял этому утверждению, опираясь на Евангелие, Апокалипсис и Книгу пророка Даниила». Вот о чем вполне умиротворенно пишет Аббон за два года до тысячного. Если бы проповедник, встреченный им в юности, основал школу, то теперь было бы самое время опровергнуть его утверждения, во всеуслышание заявить, почему Евангелие, Апокалипсис и Книга пророка Даниила служат доказательством противоположного. Но в «Апологии» об этом ничего не говорится. Создается впечатление, что эта тема давно исчерпана, и старый аббат сразу же переходит к другим проблемам.
Четыре и четыре - восемь. Рауль Глабер, Адсон, Аббон - три. Всего - одиннадцать. Кому принадлежит авторство двенадцатого текста? Читаем: «В году тысячном от Рождества Христова по всей Европе прокатились сильные землетрясения, которые разрушили многие прочные и великолепные здания. В том же году на небе появилась ужасная комета. При виде ее многие, посчитавшие ее знамением конца света, похолодели от ужаса. Дело в том, что в течение уже многих лет люди ошибочно верили, что конец света наступит в тысячном году».
На этот раз все ясно. Все на месте, даже комета.
Когда же впервые появился этот текст? В 1689 тысяча шестьсот восемьдесят девятом году. Вы правильно поняли: это было во времена Людовика XIV. Этот текст можно найти во втором издании летописи монастыря Гиршау, составленной немецким монахом-бенедиктинцем, именовавшим себя Тритгейм, по названию деревни, в которой он родился. Даты его жизни - с 1462 по 1516. Он был весьма учен, но порой позволял себе сплутовать. Например, среди источников своих летописей Гиршау он приводит некоего монаха Мейнфрида, которого сам придумал. Впрочем, для нас это не так уж важно: не он внес в свой труд упоминание об ужасах тысячного года. В первом издании летописи Гиршау, опубликованном в 1559 году, то есть спустя 43 года после смерти автора, в приведенном отрывке упоминаются только землетрясения и комета. Конец света был добавлен уже в издание 1689 года и является поздней вставкой, анонимной и не имеющей исторической ценности».

Вот и всё. Не ждали, стало быть, европейцы конца света в 1000-м году или ждали не более чем в любой другой год. И тем более не соотносили год конца света с годом начала государственности венгры, а то бы до меня такое придумали.

А жаль. Красивый сюжет мог бы быть. Но хоть в виде шутки, в виде немедленно опровергаемой байки могу я его себе оставить? Изумрудное ядрышко в этом золотом орешке, кажется, всё-таки есть.

Экскурсии по Будапешту: gidvbudapeste.hu/

Венгерские_истории

Previous post Next post
Up