Сначала взгляд зацепился за колонны и капители. Две колонны, поставленные рядом, но на разной высоте. Потом одна колонна. Потом две просто рядышком. Это конструкция лестницы так оформлена. Когда на одну и ту же по форме капитель смотришь одновременно снизу вверх (на левую) и практически прямо (на правую), эффект возникает кинематографический. Будто оператор камерой водит вверх-вниз. Даже засомневалась, исходное это решение, или при перестройке насочиняли.
А перестраивать было что, поскольку в 1946 году здание выглядело вот так.
Имя у здания красивое: вилла Паллавичини. Итальянское семейство Паллавичини заявило о себе в XIII веке, в последующих столетиях тоже не последними людьми в Европе были, а после того, как Габсбурги прибрали к рукам часть бывших испанских владений в Италии, стали служить им. Судя по расположению одного из дворцов Паллавичини в Вене прямо в Хофбурге - небезуспешно. Кардиналы (см. портрет работы
Себастьяно дель Пьомбо), поэты (см. «Брат
Ортенсьо Парависино», портрет кисти
Эль Греко), банкиры. Похоже, что и сейчас… Но вернёмся в Будапешт.
Владельцем виллы на проспекте Андраши был, если я правильно понимаю, граф Шандор Паллавичини (1853-1933). Одно время в Санкт-Петербурге работал, по дипломатической части. Венгерская википедия с благодарностью вспоминает, как после катастрофического наводнения в Сегеде в 1879 году он «проявил огромную щедрость и расселил пострадавших на своей территории, тем самым основав город Sándorfalvа».
Вилла, однако, местом жительства графа не была. Это изначально - доходный дом, только не для буржуазии, становящейся главной силой, причём, в значительной мере еврейской (
следующие дома по проспекту принадлежали Манфреду Вайсу, «венгерскому Круппу» - показательное соседство), а для старой аристократии.
Здесь жили, по сути, только две семьи, в квартирах по 14 комнат. Зато какие! Графы Баттяни (самый известный - расстрелянный в 1849 году первый премьер-министр Лайош Баттяни), графы Сечени (самый известный -
Иштван Сечени: мост, Академия Наук, набережные, и пр., и пр.).
Ну да, жить в поместьях, как в предыдущем столетии, - значит, выпускать из поля зрения финансовые и политические процессы. Приходится
перебираться в столицу.
Всё по Мору Йокаи (фраза эта у нас в «Семи ключах от Пешта»
цитируется, конечно: «…несколько венгерских магнатов вбили себе в голову, что в Пеште будут жить, вот ради них и всех прочих и пришлось осесть в симпатичном этом городе, где туманы не хуже лондонских, - достаточные, чтобы глаза застилать».
Построил ему этакую красоту архитектор по имени Густав Петшахер / Petschacher Gusztáv.
И тут начинается любопытное. Или грустное. Или печально-меланхолическое. Река, мол, времён, так или иначе, но уносит все дела людей...
Даже если дела эти - вот, перед глазами.
И мало того, что сами эти «дела» перед глазами, так иной раз прямо буквами подписано, как на бронзовой табличке перед дверями дома по тому же проспекту Андраши, №4.
Густав Петшахер построил и то здание на проспекте, от которого остался задний фасад и кафе, памятное многим как фокус неожиданного явления «Версаля» на верхнем этаже дома a la «северный модерн». Закрыто сейчас, а какой «формулой Будапешта» работало в 2010-х: это был книжный магазин
с кафе на верхнем этаже и винным отделом на нижнем!
Нарядный дом на бульваре Терезы потерял значительную часть украшений, но жив. Это тоже Петшахер.
Одно из четырёх зданий, окружающих Кодай Кёрёнд, то, что пока стоит последним в очереди на ремонт, - тоже.
И это ещё не всё, конечно.
То есть личность мастера вырисовывается яркая.
Мог и с колоннами в этой вилле поиграть, почему нет?
Пишут, вдохновлялся работами мастеров XVI века
Галеаццо Алесси и
Джамбаттиста Кастелло - верю.
Но почему же звучит это имя в истории венгерской архитектуры так звучно и громко, как мастер того заслуживал? Почему даже из статьи, откуда взята информация, не ясен характер Густава Петшахера? Был ли он молчаливым, как
Миклош Ибл, или «человеком кофеен», общительным, как
Эдён Лехнер? Ушлым, как «архитектор банков»
Альпар, или гибким, как
Квиттнер? Да и называется статья «Забытый архитектор проспекта Андраши».
Первый ответ - мало строить. Надо говорить и писать. Язык архитектуры часто невнятен уже следующему поколению; надо объяснять и словами.
Второй ещё проще. Густав Петшахер умер в сорок шесть лет. Для архитектора это вообще не возраст. Тот же Ибл к 46 годам не успел построить ещё ни
дворцов вокруг Национального музея, ни церкви св. Франциска, ни
Пештской сберкассы, не говоря уж об
Опере или Базилике…
Эрвин Ибл, дальний родственник главного архитектора Будапешта, позднее напишет: «Он был влюблён в эпоху Возрождения, итальянскую и немецкую, чьё монументальное великолепие, благородные или живописные детали он мечтал с врождённой романтикой. Он не был подражателем с сухой душой, он использовал перенятые элементы живо и с индивидуальным вкусом. Как и Миклош Ибл, он также полностью погрузился в эпоху Возрождения… преобразовав в духе XIX века». Через 6 лет после смерти Петшахера город будет праздновать Тысячелетие Венгрии. Но уже без него.
Виллу Паллавицини сейчас занимает MagNet Közösségi Ház: банк, кафе, общественное пространство. Можно зайти, полюбоваться колоннами.
Инф. и арх.фото:
Az Andrássy út elfeledett építésze - 175 éve született Petschacher GusztávFortepan, Вики