Подобный двор (двориком уже не назвать), разделённый на две части многоуровневой аркадой, попадался уже в 2022 году. Но тот пребывал в ожидании ремонта и
выглядел так трагически-романтично, что на память немедленно приходили «Темницы» Пиранези.
К этому судьба, как видно, была более благосклонна, но всё равно проникаешься смесью сочувствия и уважения к нынешним жителям, которым всю эту красоты содержать нужно на свой счёт.
Они, безусловно, стараются.
Чёрная (зелёная здесь) лестница пока ждёт ремонта, сохранившиеся фрагменты оконных витражей берегутся, на галереях пустота и чистота.
Но главное - эта аркада. Пятиярусная конструкция из трёх арок на каждом уровне делит двор пополам. Он большой, длинный, и без неё перейти из одной части дома в другую было бы затруднительно. И выглядело бы скучно. А так эти арки притягиваю взгляд, рождают изменчивую игру света и тени - да просто дают тень, что при здешнем солнце очень даже не помешает. И работают рамками, создавая архитектурные картины. Так работают арки Рыбацкого бастиона, выделяя из пештской панорамы здание Парламента и облака над ним.
Становится понятно, что композицию пейзажа обеспечил архитектор - фотографу остаётся лишь на кнопочку нажать.
Главные лестницы будапештских домов открыты свету и воздуху, поэтому орнамент перил всегда двойной: металл - и тень на стене.
Дом построен в 1905 году, и в нём предусмотрена шахта лифта. Лифта нет - толи не успели до 1914-го, а потом стало не до того, то ли старый разобрали, а новый не поставили ещё… Впрочем, часто бывают современные дешёвые лифты, пристроенные к стене дворика снаружи. Может, и тут есть, но я и так уже на встречу с туристами почти опаздывала, всё исследовать времени не было…
И об этом
узнала уже потом: где-то на верхнем этаже дома висит картина, изображающая башню кафе New York, написанная, похоже, с фотографии и, похоже, послевоенной.
Пишут, в той, задней части двора первоначально находились кладовая и прачечная, а также конюшни и каретный сарай. Тут я несколько засомневалась. Всё-таки 1905 год уже, автомобили… Впрочем,
первый личный автомобиль, получивший номер «1», завёл себе - в качестве президента Венгерского Автомобильного клуба граф Михай Эстерхази в 1901 году. На лошадях, конечно, ещё ездили. Но конюшня в доходном доме?
А ещё двор тут выложен жёлтой плиткой… Хорошо бы летом сюда попасть. И всё рассмотреть.
Инф:
Damjanich utca 32. - A mi Erzsébetvárosunk Lásd Budapestet!: Damjanich utca 32. 2015
Арх. Angenfeld Alajos
1905
Damjanich utca 32