Туда и обратно. Часть 4, посл. Попытка предсказания

Nov 28, 2024 07:46

Святая корона.
Королевство Венгрия - США - Венгерская народная республика



В Будапеште у памятника советским солдатом на площади Свободы в почётном карауле стоят статуи американских президентов. Бронзовые, в рост. К северо-западу от обелиска - Рональд Рейган. К востоку - Джордж Буш. Участок к западу пустует, но я не очень удивлюсь, если окажется, что он ждёт ещё одного президента, чья роль в истории Венгрии… Но начнём по порядку.



Март 1945 года. Будапештская операция завершена, город взят советскими войсками. Ференц Салаши, оставшийся в Венгрии за главного, приказывает вывезти корону святого Иштвана (а так же Святую Десницу короля и прочие регалии) за пределы страны. В конце апреля всё это закапывают в землю возле Mattsee в районе Зальцбурга.




В июне достают и официально передают американским войскам. Вскоре Святую Десницу Венгрия получает назад, так же как и вывезенный нацистами золотой запас (см. историю « Золотого поезда»).

Но не корону. Пишут, тогдашний премьер-министр Венгрии Ференц Надь считал, что делать этого не стоит, хотя бы «до выяснения военной и политической ситуации». Собирались было передать её Ватикану, но обошлись копией, да и та была оттуда в 1965 году украдена.

С осени 1945 года власть в Венгрии всё больше забирает в свои руки Матяш Ракоши, гонит страну строить коммунизм (репрессии в комплекте), отношения с Америкой портятся, и всем несколько не до короны.



В июне 1953 году американцы перевозят корону на свою территорию. Дальше она будет храниться на базе Форт-Нокс (но как? в сейфе, на полке, в ящике на складе?).

Американцы говорят, что взяли корону святого Иштвана «на хранение», потому что не отдавать же её, в самом деле, коммунистам. Того же мнения придерживались жившие в США венгерские эмигранты, а так же кардинал Миндсенти, живший в Будапеште, но в стенах американского посольства:
«Я убедительно прошу американского президента: спасите корону! При начале венгерского христианства в 1001 году святая корона была передана папой Сильвестром святому Иштвану, первому венгерскому королю, и на протяжении почти тысячи лет её короновался каждый венгерский король… Не должно случиться так, чтобы святая корона попала в руки Советов, или чехов, румын, сербов, чтобы её разрезали или продали на аукционе, поделив выручку. И так же она не может попасть в руки венгерских большевиков. Это был бы беспрецедентный скандал» (Миндсенти - Джонсону, 1964).

Пропустим революцию 1956 года и смену руководства Венгрии (Ракоши - Надь - Кадар). На дворе 1970-е. Америка готовится праздновать двухсотлетие (1976), Миндсенти покидает, наконец, здание посольства США на площади Свободы (1971), Кадар ещё ранее говорит: «кто не против нас, тот с нами», а социально-экономический строй Венгерской Народной республики всё чаще описывается термином «гуляш-коммунизм».

Самое время вспомнить о короне.


 

О ней и вспомнили. Венгры начали запрашивать американцев. Те думали.
Вот, книжки про корону сочиняли.

Но, похоже, думали не столько о самой короне, сколько о том, как её возвращение социалистической (хотя бы номинально) Венгрии будет воспринято избирателями-венграми, живущими в США. Газета «Нью-Йорк Таймс» не менее пяти раз публиковала большие статьи, напоминая, что древняя (и единственная!) корона Венгрии находится в США, и каждый раз американские венгры протестовали: не отдавать!

Пишут, что Киссенджер отмечал необходимость как-то решать этот вопрос, но «lépjen inkább a következő elnök ebbe a gulyásba - «пусть в этом гуляше разбирается следующий президент».

Следующий, с 1977-го,  - это Джимми Картер. Он и сдвинул дело с мёртвой точки. Решение было принято, и венгерское правительство узнало о будущем возвращении короны 1 октября 1977 года. Дальше начались нюансы. Американцы настаивали, чтобы на церемонии передачи не присутствовал Янош Кадар. Венгры - чтобы американцы не упоминали генерала Гарри Хилла Бандгольца, памятник которому стоит на той же площади Свободы (там неприятные воспоминания, связанные с румынами, а с ними и так всё сложно). И, похоже, обе стороны были согласны в том, что Советский Союз впутывать в это дело не надо.

Объявлено о возвращении короны было 4 ноября 1977 года. 4 ноября - это день ввода советских войск в Будапешт в 1956 году; намёк?

Рейган, кстати, выступил против:
«Благородная венгерская традиция непоколебимой борьбы с угнетением отражена в жизни Михая Коваца, Кошута и тысяч борцов за свободу, живущих сегодня. Возвращение короны Святого Стефана является неоправданным и совершенно безответственным оскорблением памяти этих героев и национальной гордости нашей талантливой венгерско-американской общины». По именам здесь он назвал тех венгров, что имели отношение к американской истории. Лайош Кошут в США бывал часто, впечатление произвёл; памятник и сейчас в Нью-Йорке стоит.

(А про Коваца я раньше и не знала. Вот что прочла: «В 1777 г. написал письмо на латыни Бенджамину Франклину. Уехал в Америку и прибыл в Бостон весной 1777 г., поступил на службу в американскую армию, был принят генералом Джорджем Вашингтоном, а в 1778 г. по предложению американского Конгресса был назначен офицером и подготовил первые уставы американской кавалерии. Сражался на северо-западе Нью-Джерси против англичан и индейцев… пал при осаде Чарльстона, где ему была воздвигнута статуя».)

Эмигранты-венгры разделились на два лагеря.
Противники возвращения говорили, что Венгрия «живёт под советской военной оккупацией, под насильственным правительством и, таким образом, Святая Корона, как символ венгерской государственной независимости и суверенитета, не должна попасть в руки нынешнего режима».
Сторонники утверждали, что «корона приносит пользу народу больше, чем коммунистический режим, укрепляя надежду, что его судьба повернётся к лучшему».

Дело дошло до Верховного суда США…Но в конечном итоге было решено вернуть корону Венгрии 6 января 1978 года.
В США прибыли венгерские специалисты, осмотрели корону, состояние её нашли вполне хорошим.

И в ночь на 5 января 1978 года корона первого венгерского короля, Иштвана Святого, снова пересекла океан.



Сопровождало её 25 человек, в том числе лауреат Нобелевской премии биохимик Альберт Сент-Дьёрдьи, один из гениальных выпускников той гимназии на Варошлигетской аллее, или историк Иштван Деак, политический эмигрант (это уже явный намёк).



Церемония передачи началась в четыре часа в купольном зале Парламента. Речи. Рукопожатия. Ужин. Тосты.

Затем корону выставили в Венгерском национальном музее. За первые два года драгоценности короны осмотрели почти два миллиона человек (население страны - 10 млн).

Любопытно, что главы обоих государств, как видно, сознательно отошли в сторону. Янош Кадар не участвовал в церемонии передачи короны. Ни на чём не настаивал и не выдвигал политических условий и Джимми Картер. Издаваемая за границей газета Új Látóhatár писала: «Корона была возвращена не американским правительством другому правительству, а народом Соединённых Штатов народу Венгрии».



Народ Венгрии корону любит. Она у страны одна. Корона, как сказано в Конституции, «megtestesíti Magyarország alkotmányos állami folytonosságát és a nemzet egységét / воплощает в себе непрерывность конституционного государства Венгрии и единство нации».



Шутники, скрывающиеся под псевдонимом Pista Contenta, изображают её в виде вязаной шапочки.



Сейчас она хранится в здании Парламента, где любой путешественник может её увидеть, а человек, в Венгрии живущий, сделать это просто обязан.



У площади Свободы, где стоит памятник советский солдатам, своя непростая история. Именно там после Трианона были установлены четыре монумента в память четырёх утраченных страной территорий. Там же, у южного её края, одиннадцатый год продолжается противостояние двух памятников - правительственного и общественного, стихийного. Американский генерал Бандхольц, с плёткой в руках, спасший в 1919 году сокровища Национального музея от румынских солдат (может, они думали, что там корона?) - тоже здесь. И бюст Миклоша Хорти.


 

Картеру сейчас 100 лет. Живым людям памятники ставить не полагается. Но если позднее на площади Свободы, на запад от памятника советским солдатам появится ещё одна статуя американского президента, я, во всяком случае, не удивлюсь.

Все фото из сети.

Венгерские_истории

Previous post Next post
Up