«Будапешт - самый красивый город на Дунае; подобно Вене, это умелая театральная постановка, где город - и исполнитель, и режиссер, однако Будапешт наделен мощью и жизненной силой, неведомым австрийской сопернице. От Будапешта исходит физическое ощущение столицы, в нем есть благородство и величие города, играющего в истории главную роль, несмотря на сетования Ади на «серую, цвета пыли» мадьярскую жизнь. Конечно, современный Будапешт создан недавно, он вовсе не похож на город XIX века, который, говоря словами К. Миксата, в сороковые годы пил сербский вермут и разговаривал по-немецки. В столичном великолепии Будапешта, опирающемся на прочную действительность политического и экономического роста, присутствует и соблазнительная иллюзия, которую прекрасно уловило искусство
фотографии Дьёрдя Клёса. Если современная Вена подражает Парижу барона Хаусмана и его большим бульварам, Будапешт, в свою очередь, подражает венской урбанистике, этот мимезис мимезиса; вероятно, еще и поэтому он похож на поэзию в платоновском смысле, его пейзаж наполнен не столько искусством, сколько ощущением искусства».
«Самый красивый город на Дунае». Это написано в 1986 году. Базилика Святого Иштвана стоит почерневшая, такое же чёрное здание Оперы, в том, что напротив него на проспекте, - Хореографическое училище, на шпиле Парламента - красная пятиконечная звезда, как на Спасской башне.
Но то, что автор знает фотографии Дёрдя Клёса - круто! Мне казалось, до того, как все они были выложены в сеть, до Forterpan’a, это было очень непросто.
Клаудио Магрис. Дунай / Danubio (1986). Пер. с итал. Анны Ямпольской
Иллюстрации со стр.
L. Ritók Nóra