Памятник культуры

Aug 09, 2024 08:22



Главная особенность этого дома - само наличие на нём этой таблички: «Műemlék. Lákóház épűlt koraeklektikus stilusban 1868 körül / Памятник культуры. Жилой дом, построенный в стиле ранней эклектики ок. 1867 г.». Просто представить - это Уйпешт, окраинные задворки. Улочка Illek Vince - двухсот метров нет.  Ехать некуда и некому. Тишина. Жёлтая керамическая плитка на мостовой. Каштаны и акации за лето отрастили кроны и загородили фасады. И таблички раньше я не замечала.
Увидела. Оглянулась.



Экий кронштейн над окном! Будь окно арочным, на этом месте был бы замковый камень, и его украшать хоть львиной мордой, хоть девичьим ликом было б естественно. А тут - просто так, по привычке и для души, чистая эстетика. И волюта, и рокайль, и карниз, тщательно прорисованный… Ювелирное изделие. Брошь.




Сандрики. Пилястры плоские. Капители. Окна, кстати, открываются наружу.



Внутренние деревянные ставни. По случаю августовской жары почти все закрыты. Это деталь из первой половины столетия; в следующие десятилетия они будут постепенно исчезать, вместо них в новых доходных домах появятся заранее над окнами встроенные жалюзи. И расстекловка, конечно, пока старая, квадратами. Ничего, в 1880-х откроются собственные фабрики листового стекла, и рисунок оконных рам решительно изменится.



На этой маленькой уличке дом этот - самый большой. Уйпешт как отдельное поселение и был-то основан лишь в 1831 году по инициативе графа Иштвана Каройи, памятник которому стоит у мэрии. Ко времени строительства дома здесь жило около семи тысяч человек, имелись лодочная (Дунай!) и ж/д станции. Пишут, к 1910 году Уйпешт занимал четвёртое место среди венгерских городов по объёму промышленного производства, а население выросло до пятидесяти пяти тысяч. Частью Будапешта стал в 1950-м.

У этого района на гербе - якорь, и сплошь водная тематика в рекламе и витринах, огромная синагога, мэрия, в архитектуре которой сталкиваются неоготика и ар-нуво… И, как видно, достаточно гордости и самоуважения, чтобы отмечать мемориальными табличками безымянные дома ранней эклектики.
Previous post Next post
Up