Робер Кампен. Ок. 1440
Всё-таки музейным институциям в германоязычных землях очень не хватает толкового копирайтера. Вот что такое Berliner Gemäldegalerie? А Kunsthistorisches Museum? Понятно, что все они «художественные» и «исторические», но имя где, имя? Скажешь «Эрмитаж» - и всё понятно. Третьяковка - имя. Louvre - имя. Uffizi. С Пушкинским, конечно, путаница, да… Будапештский Szépművészeti Múzeum… кхм.
Берлинская картинная галерея - кладезь. Посмотрели на любимых-знакомых, порадовались виденным-забытым, а от некоторых так и вовсе бы никогда не уходить…
Фра Анжелико. Хоровод ангелов на левой створке «Страшного суда». Ок. 1430-1433
Этот персонаж в «Распятии» нидерландского мастера ок. 1520 - каков, а? Костюм особенно. Узорные, в рельефах и гравировке, латы поверх туники цвета морской волны, на плечах розово-голубой плащ, не иначе как шёлковый, поножи с розовыми ленточками, ремень с пряжкой, меч в шикарных ножнах, кинжал на цепочке, шлем с разноцветными перьями, кувшин. Ступни, правда, голые. И глаз почти не видно… Да важны ли глаза при каком-то наряде?
Идеальный город: идеальный - значит, неуютный. Но - идеальный!
Как увидела когда-то этих флорентинцев Мазаччо в книге Лазарева, ч/б репродукцией, так и запомнила как нечто монументальное, едва ли фреской. А оно крошечное. Но такое же монументальное, как и было обещано.
Яблочки? Значит, Кривелли. Эта Мадонна должна была производить - в середине XV века - потрясающее впечатление даже на избалованных высоким искусством венецианцев.
Она написана так контрастно, что кажется рельефом, резьбой.
Пока мы ходили по галерее, над Берлином прокатился ливень, похолодало.
А молодой Фридрих, пока не Великий, замечен в экспозиции был неспроста. Мы ж накануне в Сан-Суси съездили! Но это надо ещё обдумать.