Давненько не была я в Суздале…

Jun 11, 2024 08:16



У Григория Ревзина в проекте «Портреты русской цивилизации» любопытная статья об этом городе. По ссылке - целиком, а тут - главное. Три фильма, соответствующие «трём Суздалям», в качестве таковых опознаны и проанализированы автором. Я добавила иллюстрации.

Итак,
Этот город задуман и создан к своему 950-летию, в 1974 году, это город советской интеллигенции 1960-1980-х, которая вырезала из древнерусского материала советский бриллиант - столицу Золотого кольца.

***
Тут три города.
Первый - древнерусский, то есть запад нынешнего города, его осью является речка Каменка. Сюда выходят суздальские монастыри и больше десятка посадских церквей, здесь открываются самые «русские» суздальские виды. Все это существовало более или менее всегда. И все же я настаиваю, что открыто, опознано и превращено в символ это пространство было в 1965 году Андреем Тарковским, когда он решил снимать здесь «Андрея Рублёва».



… «Андрей Рублёв» - это житие святого в форме кино, и сам Рублёв - это такой святой советской интеллигенции, почитание которого переживает взлёт в 1960-1980-е годы (он был канонизирован в 1988-м), когда в любом интеллигентном доме репродукция «Троицы» висела рядом с портретом Хемингуэя.

***



Вдоль улицы, сохраняющей с упорством, достойным лучшего применения, имя Ленина (бывшая Владимирская), идёт второй Суздаль - русский провинциальный город XIX века с центром на торговой площади против Гостиного Двора. Здесь не было войны населения со своим городом, здесь оно проживало, и никакого ощущения трагизма здесь нет.



… Миша Бальзаминов в исполнении Георгия Вицина - человек пугливый, интеллигентный, склонный к тому, чтобы все в нем было прекрасно - и мысли, и обращение, и брюки,- но не вполне умеющий этого достичь.… напоминает нынешнего хипстера, приехавшего в Суздаль на экскурсию. Или, если угодно, суздальского интеллигента не в служении высокому идеалу, а, так сказать, в пейзаже суздальской повседневности. И мечта Миши - как-то поджениться на этой России, чтобы стать тут уж своим: она такая трогательно понятная, так её разделяешь, что даже то, что она обернулась несколько избыточной чувственностью Домны Белотеловой (в исполнении Нонны Мордюковой это настоящая Родина-мать), кажется хеппи-эндом.

***



Существует легенда, что в 1965-м Суздаль посетил барон Виктор Ротшильд (который дружил с советскими шпионами Гаем Бёрджессом и Энтони Блантом, студентом снимал с ними одну квартиру в Кембридже и которого подозревали в том, что он член «кембриджской пятёрки»). На приёме у коллег, делясь впечатлениями, он якобы обронил: «Я богатый человек, но, если бы мне дали Суздаль на несколько лет, я бы удвоил своё состояние». Коллеги решили, что Суздаль у них уже есть, а что для удвоения состояния нужен ещё Ротшильд, они как-то пропустили. Соответствующих компетенций у них не было, и третий Суздаль - туристический - оказался убыточным проектом.



… Как ни странно, и для этого, третьего Суздаля тоже нашёлся свой кинематографический образ. В 1982 году Константин Бромберг снял фильм «Чародеи», где все сцены в НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг) происходят в ГТК «Суздаль». …в центре всей коллизии стоят не «поиски чётко не определимого человеческого счастья», как в повести Стругацких, а волшебная палочка, действующая в сфере добывания товаров и услуг. Взмахнул - и финский холодильник. Взмахнул - и закрытый распределитель. Взмахнул - и посещение спецпарикмахерской. Та же валюта, но гораздо удобнее. Это и есть настоящая русская сказка, но пускают в неё не всех. В основном иностранцев и гэбэшников, в несезон заезжают и профсоюзы.

Я по родителям помню это увлечение «стариной». Не то, что б прям много об этом говорили, да и ездили другими маршрутами. Но книги-то дома были. И в этих книгах Владимир-Кижи-Суздаль-Соловки и пр. шли, помнится, в одном ряду с Парфенонами и Нотр-Дамами; главное в них было не то, что всё это «наше», а то, что оно имеет абсолютную всемирно-историческую художественную ценность. Идеи фильма Тарковского, кстати, в родительском кругу энтузиазма не вызвали; увлечение религией прокатилось по советской интеллигенции, когда они были людьми с устоявшимися взглядами и вполне определённым делом жизни. Ездили реставрировать деревянную часовню в Куртяеве уже мы, курсовую по ней (деревянное зодчество Русского Севера, кубоватая крыша, Алексий, человек Божий) писала уже я - это конец 1980-х…
«Андрея Рублёва» пересматривать не стану - фильм говорит на языке, сейчас почти чужом;
«Жениться Бальзаминова» становится лучше с каждым просмотром;
«Чародеи» - гадость.

Целиком:
Город, сделанный из древнерусского
Суздаль: совместное предприятие интеллигенции и власти
https://www.kommersant.ru/theme/2843

Прочитано, Тексты_о_городах

Previous post Next post
Up