Рога

Apr 28, 2024 07:11



В «Месте для вопроса» у Иванова-Петрова спросила: Что говорят историки об обычае варварских народов привязывать к шлемам или к лошадиным головам оленьи рога? Было такое?



Получила ответ от ув. alaev:
«Шлем должен защищать голову от ударов. Выглядеть это может так: противник наносит удар мечом по шлему, меч соскальзывает и уходит в сторону. Голова цела, заодно хорошо бы и плечи как-то защитить, кольчугой или латами. В любом случае голова ценнее плеча.
Но для этого шлем должен быть гладким. Ещё лучше - сложной формы, с шишкой сверху, чтобы трудно было рассчитать правильный угол удара. Такими были древнерусские шлемы.
Но если приделать к шлему рог, меч будет не соскальзывать, а упираться в него, и вся мощь удара пойдёт на шею. Вероятно, в бою это крайне неудачный вариант. То есть не было у шлемов никаких серьёзных рогов.
Какие-нибудь ритуальные у вождя может и были, когда в бой самому лезть не надо. Вот про это пусть историки рассказывают».



И добавление от ув. commentary_1:
«Рогатые шлемы древности находили в водах без следов использования, что указывало на вотивный характер предметов - их изначально делали как подношение богам».



Я, конечно, имела в виду конные статуи Конда и Онда, вождей-первопроходцев в монументе Тысячелетия на площади Героев. У Конда, кажется, лосиный рог к шлему прикреплён, у Онда - оленьи рога на голове коня.

Эстетически-романтически - красиво и убедительно. У Алексея Иванова в «Сердце Пармы», где персонажи тем мадьярским вождям - родня не сильно далёкая, не раз упоминается «высокий человек с бледным безжизненным лицом, с длинными сивыми косами, с рогатым оленьим черепом вместо шлема».

Но в скульптуре и в романе. А учёные-то люди что говорят? Было такое?

Фото:
Книга Букв - ЖЖ (livejournal.com),
По Будапешту маленькой компанией - ЖЖ (livejournal.com)

Площадь_Героев

Previous post Next post
Up