И даже пень в апрельский день… По здешнему - в мартовский. Небо голубое, солнце греет, как летом, цветёт вишня, лезет из земли всякая зелень и отовсюду доносятся разноязыкие весёлые голоса вперемешку с аппетитным позвякиванием посуды.
Дом стоит на улице Доб, то есть слева и справа - пабы, бары и прочие ромкочмы. Целиком дом то ли не был достроен, то ли частью оказался разрушен, но так или иначе это не двор, а полдвора, этакая трибуна, с балконов которой открывается вид на соседние дома и домики.
Честно говоря, он не старее прочих. Что такое 1898 год для Будапешта? Его ровесники блистательны и элегантны; любимое наше кафе Művész как раз в 1898-м открылось, Парламент ещё достраивался, да даже и Базилика. Но потом наступил ХХ век.
На фотографии 1945 года именно этот дом разглядеть сложно, но улице - та самая, фотограф стоял от него метрах в пятидесяти.
Дом устроен как узкая буква Е, только развёрнутая зеркально. Средняя перекладина - лестничная башня.
Но это «чёрная», хоть и очень светлая, лестница. Служебная, не парадная.
Парадная в том корпусе, что на улицу выходит.
А из окон чёрной лестницы видны балконы-галереи и окна (и двери) квартир. В будапештском доме вообще трудно сказать, в какой момент ты находишься внутри дома, а в какой снаружи, на открытом воздухе.
Воздух, солнце, тени.
И два кадра на прощание. Деталь парадной лестницы.
Стена дом во дворе.
Dob utca 32
1898
Архитектор не известен,
заказчик - торговец сукном Fischer Mór