Teréz körút 1-5. (Fotó: Juhász Norbert - We Love Budapest)
Сайт
We Love Budapest задался вопросом об уникальности и «иконичности» будапештских двориков, начапв с заявления, что город без них был бы «как бульон без вермишели» (Budapest a gangos házai nélkül olyan lenne, mint a húsleves cérnametélt nélkül).
Но откуда они взялись?
Alkotás utca 13. (Fotó: Major Kata - We Love Budapest)
Ответ:
После объединения Буды и Пешта (1873) в столицу приезжало всё больше людей, поскольку требовалась рабочая сила для построек празднования Тысячелетия.
«Поскольку 1-2-этажные дома уже не могли обслуживать город, началось строительство более крупных 4-5-этажных жилых домов, причём зачастую их строили либо на пустующих земельных участках, либо на месте старых коттеджей первого этажа. Кроме того, инвесторы, конечно же, добавили к существующим домам новые боковые крылья, которые сначала приобрели П-образную форму, а затем - чтобы сдать как можно больше квартир - полностью окружили участок системой висячих коридоров».
Ну, нет.
Apáczai Csere János utca 3. (Fotó: Bódis Krisztián)
Во-первых, ко времени празднования Тысячелетия (1896), тип дома с двориком, окружённым висячими балконами-галереями, уже сложился и переживал свой расцвет (см. дома по проспекту Андраши). А начиналась его история в первой половине XIX века, во времена Австрийской ещё, а не Австро-Венгерской империи, когда о празднике ещё не очень-то и думали.
A Szenes-ház a Thököly úton (Fotó: Major Kata - We Love Budapest)
Не люблю его.
Во-вторых, могу ошибаться, но пустующие земельные участки в Пятом районе? Внутри линии бывшей городской стены? Судя по картам, там всё было плотно порезано, какие-то строения, да стояли.
В-третьих, «конечно же, добавили к существующим домам новые боковые крылья» - да нет тут никакого «конечно же». Не так строили жилые дома в Лондоне, не так в Москве, не так в Париже.
Bartók Béla út 36-38. (Fotó: Major Kata - We Love Budapest)
Кроме того, авторы не учли ещё двух источников идеи дома с двориком.
Первый - это cour d'honneur, французский парадный двор, а то и итальянский cortile, если не римский atrium. На эти образцы должны были ориентироваться заказчики и создатели дворца Каройи, где сейчас Литературный музей или дома-дворца Erdődy-Hatvany palota в Буде, на Táncsics Mihály u. (вовсе 1750-е). Галерей у них ещё нет - это не доходные дома. Но процесс складывания двориков налицо.
А второй - это венгерский крестьянский дом с галереей вдоль длинной стены. Такие можно увидеть в «Скансене» в Сентендре. Городской вариант - например, в Кестхее.
Такой дом делал возможной саму идею «ходить мимо окон». Идею, которая из русского крестьянского дома не вырастает никак.
Kossuth Lajos utca 14-16. (Fotó: Karancsi Rudolf - We Love Budapest)
Так что нет. Будапештские внутренние двор с балконами-галереями («гангами») - это дело куда более хитрое, сложно и интересное. Это действительно уникально, и одной архитектурой (и тем более, одной экономикой) - не объяснить.
Фотографиидвориков, для разнообразия, не мои.