По случаю юбилея главного архитектора венгерского классицизма Национальный музей (здание им и построено), устроил выставку, заодно показав, какие статуи планировал установить архитектор на его главном фасаде.
В фейсбуке прозвучало испуганное «не собираются ли и их восстанавливать с нуля?». Это вряд ли: статуи сделаны не были, эскизы - очень приблизительные, воспроизводить из ничего - нечего.
У меня к зданию музея, точнее, к его расположению,
есть вопросы. Но, как не крути, Поллак - главный классицист Венгрии, музей - его главное произведение.
В детской азбуке Épület - здание. Здание - Национальный музей. Всё понятно. Но львов (сфинксов?) на лестнице никогда не было, они для красоты дорисованы.
Может, и в Dég, в Деге, поместье графов Фештетичей, выяснят в связи с юбилеем, как Михай Поллак
на самом-то деле выглядел…
Главное в здании музея, конечно, лестница.
…Ни в одном пештском здании не было такой лестницы! Она широкая, как просвещение. Длинная, как учебный курс. Наглядная, как методическое пособие. Возвышение к Наукам и Искусствам совершается телесно: практически, физически, шаг за шагом, ступенька за ступенькой. Ступеней здесь двадцать девять, подъем не лёгкий - в полном соответствии с идеей о том, что культура - это ценность, которая даром не даётся; хочешь знаний - трудись! («
Семь ключей от Пешта»).
Вот и на фотографии из 1960-х расположились на этой лестнице как раз студенты.
И на журнальном рисунке, где очкастый юноша штудирует химию, девушка с бантиками - право, а присевший тут же король (Андраш II, надо полагать) - «
Золотую буллу».
Сейчас студентов я не застала. Но на самом её верху сидел, погружённый в чтение человек, явно напоминающий… да Сократа ж, сидящего на ступенях лестницы рафаэлевой «Афинской школы»!