Модерн в Хельсинки северный, и это не про географию.
Модерн в Хельсинки прежде всего не флориальный. Без этих ваших изогнутых тюльпанов, изысканных ирисов и капризных хризантем. Тут линии прямые, плоскости ровные.
Русалок тоже не очень любят - видимо, опыт собственных встреч с морскими девами не вдохновляет.
На фасадах водится такое, что иной раз и подумаешь, а заходить ли? В Будапеште вот есть дом масонской ложи, декорированный по принципу «Тайное общество ищете? Так это здесь, здесь!».
Тут же и розы попадались столь гранитно-неподкупные, что им самим у подножия хотелось пару гвоздик положить - как дань уважения стойкости.
Здания выглядят так, будто их строили великаны. Или для великанов. Встречаются и террасы с лоджиями - но всё это вещи средиземноморские, южные. Переведёшь взгляд чуть в сторону и понимаешь: верить лоджиям нельзя. Стены - толстые, камни - огромные, цвет - серый. Это Север.
На следующий день выглянуло солнце, и кроме зданий серых гранитных, которых и в самом деле много, а также красных кирпичных, о которых отдельно, есть ещё фиолетовые, розовые, зелёные и жёлтые. С большими окнами - солнце ловить. С аккуратными балконами, на которые никто, похоже, никогда не выходит. Людей вообще не очень-то слышно. Слышно чаек.
Иному место скорее где-то на юге.
А на другое глянешь - Север, Финляндия, Хельсинки.
Некоторые тут ещё и усмехаются в длинные варяжкие усы: а вы, мол, как думали?
Но что интересно: постоянный элемент фасадов жилых домов - квадратные зарешётчатые окошки вентиляции, всегда и всюду рассматриваемые как элемент композиции, расположенные строго упорядоченно, именно там, где надо.
Красавец?
Что действительно здорово - так это точность линий, чистота плоскостей и уважение к материалу.
Квадрат кирпичной кладки посреди стены с идеально ровной штукатуркой… Круто!
Нет, про кирпич придётся писать отдельно.